Главное лицо комедии помещица Простакова

Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прошение у того, кто сильнее ее (сцепа с Правдиным в конце комедии). Простакова невежественна.

Она враждебно относится к просвещению: с ее точки зрения, образование излишне. “Без наук люди живут и жили,- говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая “вывести в люди Митрофана, она нанимает ему учителей,

но сама же мешает его учению. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчетов, личной выгодой.

Таково, например, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать ее замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убежденная, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать все, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе ее дворовые и крестьяне, они

не могут угодить своей свирепой владелице.

Болезнь крепостной приводит ее в ярость. “Лежит! Ах, она бестия! Лежит!

Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!

Даже преданную ей Еремеевну. няньку Антрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как “старой ведьмой, “собачьей дочерью” и “скверной харей”.

Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них все, что только могла. “С тех пор, как все,- сокрушенно жалуется она брату,- что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!” Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана.

Кутейкину и Цыфиркину по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Мптрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание ее жизни. “Одна моя забота, одна моя отрада Митрофанушка”.- говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щепку.

Поэтом ее слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям – все это выразительно и ярко отражается в ее речи.

Так, Тришку она называет “мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном”, Еремеевну – “бестией”. Ее пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: “Сам ты мешковат, умная голова”, и в грубых окриках: “Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?”, “Весь век, сударь, ходишь разнеся уши”. Она называет мужа “уродом”, “рохлей”. Но речь ее становится иной в обращениях

К сыну: “Митрофанушка, друг мои; друг мои сердечный; сынок” и др.

Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился ее характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в ее душу ничего хорошего. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права – ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в “госпожу бесчеловечную”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Главное лицо комедии помещица Простакова