Главная тема повести Рея Бредбери “451° по Фаренгейту”

В антиутопическом мире фантастической повести Рея Бредбери “451° по Фаренгейту” самым страшным преступлением считается хранение книг. Жилище, в котором обнаружена эта зараза, подлежит уничтожению через сожжение: для этого и специальные пожарные команды созданы. Еще бы – ведь чтение может – о ужас! – пробудить индивидуальность, а “идеальное общество” в антиутопическом мире Бредбери базируется на следующем идеологическом постулате: “Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды: тогда все будут счастливы, ибо

не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество”.

И вообще – “Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше – ни одной”. На этом стоит “идеальное общество”, в котором чтение – самое страшное преступление.

Еще одной составляющей большинства антиутопических миров является жесткое кастовое деление.

В самом деле, общество, в котором миллионы воль слиты в единую волю, нуждается в диктаторе, который бы эту волю направлял, понимал то, что недоступно всем остальным.

Поэтому речь здесь идет уже не о юридическом, экономическом и т. д. неравенстве, но о неравенстве внутреннем, предполагающем деление людей с самого рождения на тех, в чьих руках будет безграничная власть, и на тех, чей удел – безграничное повиновение и неспособность взглянуть шире, нежели это определено его положением. Уже “счастье” по

Модели Великого Инквизитора (Ф. М. Достоевский. “Братья Карамазовы”) и Шигалева (Ф. М. Достоевский. “Бесы”) предполагает изначальное деление людей на “счастливых младенцев” и на тех, кому на роду написано этими “младенцами” повелевать.

Вот социальная инфраструктура общества по модели Великого Инквизитора: “Будет тысяча миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие добра и зла”. Еще более “заманчива” перспектива, которую рисует Шигалев из “Бесов” – “Он предлагает в виде конечного разрешения вопроса разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми.

Те же должны потерять личность и превратиться вроде как бы в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности”.

Если “дивный новый мир” не может предоставить всем работу равной квалификации, то “гармония” достигается за счет преднамеренного уничтожения в человеке всех тех интеллектуальных или эмоциональных потенций, которые не будут нужны для в прямом смысле этого слова написанной на роду деятельности. Отсюда и деление пробирок на категории “альфа”, “бета”, “гамма” и т. д. Смысл этой страшной иерархии заключен в словах Верховного Контролера: “Представьте себе фабрику, весь штат которой состоит из альф, то есть из индивидуализированных особей… адаптированных так, что они обладают полной свободой воли и умеют принимать на себя любую ответственность. Человек, раскупоренный и адаптированный как альфа, сойдет с ума, если ему придется выполнять работу умственно дефективного эпсилона.

Для большинства антиутопий XX века характерна также постановка вопроса о соотношении цели и средств, необходимых для преобразования в желаемом направлении такого тугоплавкого материала, как человеческая природа. Даже утопические миры Бернарда Шоу и Герберта Уэллса проделали на пути к своему расцвету достаточно кровавый путь. Даже Шоу в пенталогии “Назад к Мафусаилу” скрепя сердце соглашается с тем, что “творческая эволюция” человечества в сторону “долгожительства” непременно на переходном этапе будет сопряжена с делением человечества на две неравноправные расы – “долгожителей” и “недолгожителей” – и в конце концов с уничтожением последних (по законам естественного отбора).

Если говорить о цене построения “научного” общества в уэллсовском варианте, то “прежде чем в Утопии утвердилось научное государство, во имя его утверждения погибло более миллиона мучеников – а тех, кто просто терпел ради него беды и страдания, сосчитать вообще невозможно”. Но если для утопического взгляда на мир, как правило, характерно нежелание концентрироваться на этой проблеме, то для антиутопического взгляда, напротив, характерна постановка вопроса о самоуничтожении самой цели, достигаемой посредством разного рода “прополок” и “чисток”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Главная тема повести Рея Бредбери “451° по Фаренгейту”