Главная проблематика пьесы М. Горького “На дне”. Суть спора Луки и Сатина



1. История появления пьесы М. Горького “На дне”.
2. Новаторство пьесы.
3. Общая характеристика жильцов ночлежки.
4. Позиция Луки.
5. Противопоставление идей двух героев – Луки и Сатина.
Человек – свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек – за все платит сам и потому он – свободен!..
М. Горький
Пьеса “На дне” М. Горького является одним из самых ярких и драматических произведений писателя. Пьеса впервые была показана на сцене Московского Художественного театра в 1902 году. Пьеса

имела крупнейший успех в театральной жизни того времени. Со временем она была поставлена уже и в других театрах России и Западной Европы.

Главные проблемы творчества М. Горького в начале 1900-х годов показаны в пьесе “На дне”. Здесь писатель вновь, как и в ранних произведениях, обращается к миру отверженных, хотя уже и рассматривает их немного по-другому.
В чем же заключается новаторство пьесы М. Горького “На дне”? Сама по себе тема человеческого “дна” не является новой в литературе и новизна этой пьесы заключается не в самой теме, а в новом ее решении. М. Горький изображая страдания людей

“дна” обличает буржуазно-собственнический мир и показывает все общество в миниатюре.

Так же изменилась и позиция писателя к босякам, он уже пытается заглянуть в их судьбы и понять суть существования, раскрыть социальную психологию. Описывая страшные картины жизни обитателей ночлежки, М. Горький одновременно показывает мощную силу этих людей, которая способна противостоять социальным условиям, влияющим на человека и уродующим его. Герои пьесы “На дне”, пытаются разобраться и понять – каковы же причины и смысл той судьбы, которая предписана им. Они спорят о правде, о простом человеческом счастье и главное о самой личности, о ее месте в этом мире.

У каждого героя пьесы свое мнение и свой ответ на эти вопросы.
Живущие в ночлежке люди с абсолютно разными характерами, различного происхождения и возраста, но все они сведены вместе одной судьбой. И столь же по-разному они воспринимают свое положение. Смертельно больная Анна и Татарин смерились со своим положением.

Единственное, что может сделать Барон – это никчемная насмешка над такими же, как и он, людьми “дна”. Настя злобствует, бунтует вор Васька Пепел, Лука пытается утешить всех обитателей ночлежки, а Сатин много философствует, но абсолютно ничего не делает, чтобы хоть как-то осуществить свои идеалы в жизни. Клещ больше всех переживает за свою судьбу, он постоянно мечтает когда-нибудь вырваться из плена ночлежки и начать жить честным трудом.
Но один из важнейших споров в пьесе “На дне” ведется между двумя жителями ночлежки – между Лукой и Сатиным.
Для самого Луки все люди эгоистичны, жалки, никчемны, и они в своей жизни нуждаются лишь только в утешении. Роль Луки как раз и есть роль утешителя для всех обитателей ночлежки. Для самого Луки существует огромное количество истин, столько, сколько людей на свете. Жителям ночлежки он рассказывает различные истории: о необычайной любви, о праведной земле “в той, дескать земле – особые люди населяют… хорошие люди!

Друг дружку они уважают… – помогают”, Анне он говорит о прекрасной жизни на том свете “…и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет и бояться – ничего! Тишина…”. Актеру старец сообщает о бесплатной лечебницы, где вылечивают алкоголиков: “…от пьянства нынче лечат,… Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена… чтобы, значит, даром их лечить…”.

Но такая ложь Луки не помогла жителям ночлежки, а наоборот, только навредила. Так, Актер, на мгновение поверивший в сказку Луки о необычайной лечебнице, очень скоро понял, чего стоят его выдуманные истории. И не зря Актер цитирует П. Ж. Беранже:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Эти стихи Беранже из уст Актера звучат как насмешка над иллюзиями. Он не желает жить в вымышленном мире и как итог заканчивает жизнь самоубийством. В результате получается, что все проповеди Луки не улучшают жизнь человека, а наоборот, только подталкивают его к краю. Постепенно сама жизнь и суровая действительность обличает всю утешительную ложь Луки.

В пьесе М. Горького позиции Луки противопоставлен монолог Сатина. Он призывает к тому, чтобы каждый человек раскрыл глаза на жизненные проблемы и увидел настоящую реальность, а не вымышленную, которую предлагает Лука. По мнению Сатина, “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!”.

Но все герои, этой пьесы абсолютно не похожи на свободных людей. Эти люди-неудачники, они глупы, они те, “кто слаб душой… и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого, зачем тому ложь?..”.

Но постепенно становиться понятно, что пьесе нет никого, кто бы смог стать самому себе хозяином.
Сатин выступает против Луки, против его проповедей – терпения и утешения: “У меня из головы не идет… этот старик!.. Не обижай человека! А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть?

Простить? Ничего. Никому…”. Сатин утверждает, что не стоит унижать человека жалостью к нему, его нужно просто уважать.

Для Сатина человек “это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Этот – огромно!…

Чело-век!… Это звучит… гордо! Надо уважать человека!

Не жалеть… не унижать его жалостью.., уважать надо!”.
Такой монолог Сатина не делает его положительным героем пьесы. Да этот герой в определенных отношениях находиться намного выше всех остальных жителей ночлежки. Он действительно протестует против вымысла и неправды жизни, он умен, и яснее видит реальное положение многих вещей.

Ему свойственно чувство человеческого достоинства. Но одновременно с этим Сатин еще и скептик и индивидуалист. Он не способен к труду, и его протест против паразитов не заходит дальше простого бунтарства в словах.

Главный призыв Сатина сводиться к ничегонеделанию. Одному из героев пьесы слесарю Клещу, который мечтает найти работу и купить себе наконец-то слесарный инструмент, Сатин советует: “…ничего не делай! Просто – обременяй землю!”.

В пьесе “На дне” М. Горький попытался показать, как различные социальные условия жизни, несовместимые противоречия действительности могут толкнуть каждого человека “на дно”. Выход из сложившейся ситуации М. Горький видит только в решительной и беспощадной борьбе против всех этих жизненных условий.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Главная проблематика пьесы М. Горького “На дне”. Суть спора Луки и Сатина