Ги де Мопассан – выдающийся французский писатель, мастер новеллы

Творчество Ги де Мопассана (1850-1893), в частности его новеллистика справедливо считается одним из лучших ее проявлений не только во французской, а и мировой литературе. В новеллах Мопассана поражает не только глубокий психологизм и реалистическая мотивированность характеров, а и их социальная обусловленность. Среди гуманистических его новелл(относительно содержания) с художественной стороны можно назвать, например, славную “Пышку”, где показаны патриотичные расположения духа во время франко-прусской войне 1870-1871 лет присущие именно представителям французского народа, даже с “наиболее низких” из всех точек зрения его прослоек (девушка, Пышка – проститутка), а предшественники “высших” его слоев оказываются к врагам – пруссаков намного более”снисходительными”.

Яркие положительные образы находит Мопассан и среди представителей трудовых слоев французского общества: ремесленников, матросов. В этом отношении очень показательным есть рассказы “Симонов отец”, в котором простой сельский кузнец оказывается человеком удивительно душевной, лишенной социальных предрассудков, и решительно становится на защиту маленького мальчика-школьника, мальчика-безотцовщину, из которого все в связи с этим издеваются. Кузнец объявляет, что именно он является отцом Симона и не разрешит издеваться над этим ребенком, причем делает это раньше, чем решает вступить в брак с матерью Симона.

Оба упомянутые рассказа Мопассана построенные якобы на парадоксе, поскольку никто не ждет от его “простых” героев такой духовной глубины, такой высокой нравственности, но на самом деле все это глубоко психологически мотивированное, так как и Пышка, и “Симонин отец” принадлежат к простому народу, а сердечность и нравственность как такая и присущая именно представителям народных слоев общества. Таким образом, обрисованные Мопассаном характеры – не исключению, а типу.

Определить художественный стиль Мопассана как художника слова – нелегко, поскольку его произведения (это касается и “большой”, и “малой” его прозы (написанные кое-что по-разному, в зависимости от того, что в них преобладает тематически: разоблачительные ли моменты, как, скажем, в известному его романе “Дорогой друг” (где образ прохиндея Жоржа Дюруа – ничтожества и циника становится “образом вечным” у него сконцентрировано отрицательном понимании), как в его страшном рассказе “Мать уродов – о людях-уродах, которые сделали физиологическое “изготовление” детей – уродов ужасным бизнесом, или, наоборот, где доминирует расположение духа грустно лирическое, а именно в романе “Жизнь” – показе несчастливой судьбы девушки из добропорядочной семьи, навеки связанной “супружеской жизням” с циничным и развратным мужчиной. Сила Мопассана-Художника состоит в удивительном объединении разных линий развития французской и вообще западноевропейской литературы второй половины XIX ст. – от реалистически-психологической, временами даже откровенно натуралистической и болезненной цели.



Ги де Мопассан – выдающийся французский писатель, мастер новеллы