Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния

Цель: продолжить изучение драмы “Вильгельм Телль”; анализировать причины и характер противостояния Вильгельма Телля и Геслера; развивать критическое мышление учеников. Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

Помочь не умею я словами. а вот как настоящее дело закипит – позовите Телля, и пойдет он за вами… Ф. Шиллер.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Работа над предложенными учениками кроссвордами.

1
2
3
4
5
6

1. Один из главных организаторов демократического объединения кантонов. (Штауффахер).

2. Название кантона. (Швиц).

3. Наместник австрийского императора в Швейцарии. (ландфогт).

4. Населенный пункт в кантоне Ури, где была прикреплена шляпа. (альторф).

5. Имя сына Вильгельма Телля. (Вальтер).

6. Имя наместника австрийского императора в кантоне Ури. (Геслер).

Ключевое слово: автор драмы “Вильгельм Телль”. (Шиллер).

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. На предыдущем уроке мы определили основную тему драмы Шиллера “Вильгельм Телль” – освободительная борьба народа.

Однако много внимания автор уделяет и теме противостояния двух главных персонажей произведения – Вильгельма Телля и Геслера. Сегодня мы об этом противостоянии поговорим подробнее. (Ученики записывают тему урока в тетради).

III. РАбота над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.
Телль не кланялся австрийской шляпе Геслера, за что

И был наказан: ему приказали стрелять в яблоко на голове собственного сына Вальтера, который полностью доверяет отцу. В душе Телля некоторое время длится внутренняя борьба. Телль очень волнуется, прячет еще одну стрелу за пазуху (ландфогт это увидел), стреляет и попадает в яблоко. Этот исключительный героизм не привел в удивление палача, который за правдивый ответ о назначении спрятанной стрелы подвергает заключению героя.

Заключенный Геслером, Телль освобождается во время бури на озере, убегает от ландфогта и становится мстителем, видя свою обязанность в мести обидчику. В своих раздумьях Телль обосновывает и социальную вину ландфогта и решает подвергнуть наказанию Геслера. Выбрав удобное для выстрела место на обочине кривой дороги, по которой должен был ехать ландфогт, Телль становится еще и свидетелем столкновенья Геслера с бедной женщиной Армгардой, которая рядом молит об освобождении заключенного мужчины. Когда женщина в отчаянии бросается под ноги коню Геслера, Телль выпускает свою стрелу, попав ландфогту в сердце, который перед смертью успевает постичь: “это выстрел Телля”.

Цели достигнуты: угнетатель убит, народ – свободен.

Сегодня мы остановимся на вопросе противостояния Телля и Геслера.

2. Причины и характер противостояния.

Беседа.

Почему Телль отказался оказать почести шляпе? Было ли это проявлением бунта?

Почему эту сцену считают одной из центральных в драме?

К чему приводит поступок Телля? (это – сигнал к бою).

Сразу ли готов Телль к борьбе?

Что делает его мстителем?

Как вы относитесь к требованию Геслера стрелять в яблоко на голове Вальтера?

О чем свидетельствует такое требование?

Мог ли Телль поступить по-иному?

Какие черты характера Телля и Геслера раскрывает этот эпизод?

3. Устное словесное рисование. Образы Вильгельма Телля, Геслера. Ученикам предлагается словесно изобразить героев, дав им и их поступкам аргументированную собственную оценку.

IV. Рефлексия.

1. Составление гроздьев по теме “Вильгельм Телль”, “Геслер”

2. Выводы урока.

Геслер – самоуверенный, жестокий палач швейцарского народа, он с ненавистью относится к швейцарцам, ждет от них лишь покорности: “а Геслер – самый молодой в роду, лишь рыцарским плащом он владеет, Поэтому и к счастью честного человека Он злобным глазом искоса посматривает”.

Как свидетельствует эпиграф к уроку, Телль имеет доброе и чуткое сердце, поэтому он помогает всем, кто в этом нуждается. Он стремится не только к социальной, но и духовной свободе. Телль – это не только романтический, а и реалистический герой.

Он – хозяйственный крестьянин, охотник и стрелец, заботливый отец и муж; он – гуманный человек.

Запись в тетради.

Связь народной драмы с идеологией Просвещения – в произведении воплощены идеи равенства австрийцев и швейцарцев, естественного права последних на самоопределение и государственную самостоятельность; идея недопустимости нарушения естественных прав человека (Геслер не имел права приказывать Теллю сбивать яблоко с головы сына); идея гуманности и личной свободы каждого человека.

V. ДОмашняя задача.

Характеризовать другие образы драмы; нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию); для ученика-“историка”: подготовить сообщение “историческая основа драмы Шиллера “Вильгельм Телль””.



Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния