Герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского
Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в “углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди – “испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?”.
Герой бунтует против открытых современной наукой законов природы, “каменная
Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации.
В 24 года, еще служа, он как-то забрел в трактир, где случайно заслонил дорогу офицеру. Тот молча передвинул “низенького и истощенного” человека на другое место. Несколько лет герой стремился отомстить за пренебрежение и успокоился, лишь толкнув “обидчика” в плечо на Невском.
“Деспот в душе”, он не способен к дружбе, стремясь к полновластному господству над людьми и обстоятельствами, наподобие автора литературного произведения. Но “действительность” не подчиняется законам литературы. Стыдясь самого себя и понимая, что “подполье” есть “нравственное растление”, герой не может преодолеть страх перед “живой жизнью”.
Несмотря на генетическую связь с Голядкиным (“Двойник”) и Мечтателем (“Белые ночи”), это новый тип героя Достоевского, человек с “разорванным сознанием”, чьи черты впоследствии так или иначе воплотились в образах Раскольникова, Ставрогина, Аркадия Долгорукого, Версилова, Карамазовых и др. “Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону”, – писал Достоевский.
- Автор записок – характеристика персонажа Произведение: Записки из подполья Человек из подполья – герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского (1864), от лица которого они ведутся. Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в “углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательст-ву”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Проявляя […]...
- Сочинение по произведению Достоевского “Записки из подполья” Мысли и настроения Достоевского отчетливо отразились в его “Записках из подполья” (864), открыто противопоставленных философским взглядам Чернышевского и его роману “Что делать?”. Материализм Чернышевского, его веру в разум человека, в грядущее торжество социализма Достоевский отвергает, будучи убежденным, что сухие “логарифмы” не в состоянии исправить человеческую натуру с ее изначальной двойственностью, “темным” началом, странным наслаждением от […]...
- “Подпольный человек” в повести Ф. М. Достоевского “Записки из подполья” В повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного человека, не называя даже его имени. Такой художественный прием говорит о собирательном образе, автор описывает не конкретного героя, а некий тип людей. Подпольный человек замкнут, […]...
- Записки из подполья Федор Михайлович Достоевский Записки из подполья Повесть (1864) Герой “подполья”, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет “в углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. […]...
- Записки из подполья краткое содержание Достоевский Ф. М. Герой “подполья”, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет “в углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Кроме того, безымянный герой, проявляя […]...
- Краткое содержание Записки из подполья Ф. М. Достоевский Записки из подполья Герой “подполья”, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет “в углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Кроме того, […]...
- О повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевского Достоевский связывал свои мечты о “золотом веке” не с революцией и социализмом, а с идеалами мирного и братского объединения всех людей как основой прекрасного будущего человечества. Герой “Записок…” разрывает все связи с людьми, обрекая себя на полную изоляцию. Но он сам же глубоко страдает от своего одиночества. Под маской гордого индивидуалиста скрывается внутренне слабый и […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Советы по изучению “Записок охотника” Тургенева В изучении “Записок охотника” давно сложились свои устойчивые традиции. Когда мы говорим об антикрепостническом содержании книги, то вспоминаем рассказ “Бурмистр”, рассуждая же о поэтической ее стихии, останавливаемся на “Певцах”, “Бежине луге”, “Свидании”. Конечно, в книге Тургенева есть несравненные обличительные и уникальные поэтические страницы. Но – не теряется ли при таком постраничном изучении истинный ее масштаб, […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный”. Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги […]...
- За что и кем наказан главный герой романа Ф. М. Достоевского? История творческого наследия Достоевского сложна. О нем имеются разноречивые мнения. Так, Михайловский в статье “Жестокий талант” говорит, что Достоевский обладал особым стремлением, тягой к мучительству. Главная его задача – измучить читателя, рисуя в подробностях картины человеческих страданий. В какой-то мере Ф. М. Достоевского, известного русского писателя, можно назвать провидцем человеческих душ. Он сумел раскрыть необыкновенные […]...
- Эстетическое единство “Записок охотника” Тургенева Эстетическое единство тургеневского цикла почувствовала даже царская цензура. Успех “Записок охотника” заставил ее обращать более пристальное внимание на публикацию очерковых сборников. По выходе в свет первого отдельного издания “Записок…” цензурный комитет объявил специальное предостережение цензорам: Так как статьи, которые первоначально не представляли ничего противного цензурным правилам, могут иногда получить, в соединении и сближении, направление предосудительное […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Подросток” Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, “детские грустные годы” провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, “сознал, что я… лакей” и начал в мечтах “пересоздавать жизнь на иной лад”. Образ пушкинского Барона, […]...
- Закон внутреннего единства “Записок охотника” Законы внутреннего единства “Записок охотника” можно обнаружить и в периодичности сменяющих друг друга тематических мотивов книги. Здесь композиция цикла во многом аналогична приемам построения музыкального произведения. ” Записки охотника ” открываются двумя тематическими фразами, каждая из которых включает в себя три рассказа. Вначале идут вариации на тему народного характера (рассказы “Хорь и Ка-линыч”, “Ермолай и […]...
- Эпиграфы “семейственных записок” Петра Андреича Гринева Вернемся к эпиграфам “семейственных записок” Петра Андреича. Главу II Гринев назвал “Вожатый”, и издатель приискал для нее эпиграф из “старинной”, как он пометил, песни: Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя” Как показал в своих работах исследователь творчества Достоевского М. М.Бахтин, в романах писателя появляется совершенно новый тип героя. Ученый называет его герой-идея. Такой герой определяется не столько особенностями своего характера, социальным положением или же обстоятельствами жизни, хотя все это не утрачивает своей значимости. И все же главное для героя Достоевского – это его идея, то […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Игрок” Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской “бабушки”: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением. Неожиданно приехавшая “бабушка” проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается “без […]...
- Краткое содержание “Записок из кельи” Темэя Струи уходящей реки… Они непрерывны; но они – все не те же, прежние воды. По заводям плывущие пузырьки пены… они то исчезнут, то свяжутся вновь, но долго пробыть – не дано им. Люди, что нарождаются, что умирают… откуда приходят они и куда уходят? И сам хозяин, и его жилище, оба уходят они, соперничая друг с […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника” ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника” Основное значение “Записок охотника” состоит в том, что в литературу были введены образы крепостных крестьян” Они сами, их быт, надежды и представления о жизни стали предметом литературного исследования. Тургенев показал внутреннюю сложность простого человека и вместе с тем красоту. Именно глубиной психологического исследования […]...
- Сильфида (Из записок благоразумного человека) Владимир Федорович Одоевский Сильфида (Из записок благоразумного человека) Повесть (1836) Мой знакомый Платон Михайлович решил перебраться в деревню. Он поселился в доме покойного дядюшки и первое время вполне блаженствовал. От одного вида огромных деревенских дядюшкиных кресел, в которых вполне можно утонуть, хандра его почти прошла. Признаться, я дивился, читая эти признания. Представить себе Платона Михайловича […]...
- Какие изменения нужно внести в текст романа Ф. М. Достоевского, чтобы Свидригайлов стал восприниматься как положительный герой? Истоки романа “Преступление и наказание” уходят в тот период в жизни Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга – его исповедь. Исповедь одного преступления. Давая полный психологический отчет о […]...
- Краткое содержание “Записок у изголовья” Сэй-Сенагон Эту книгу замет обо всем, что прошло перед моими глазами и волновало мое сердце, я написала в тишине и уединении моего дома… Весною – рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный […]...
- Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь? (Достоевский Ф. М.) Роман “Преступление и наказание” в некоторой мере детектив, однако вопреки известному жанру Ф. М. Достоевский главной фигурой сюжета делает личность преступника. Образу следователя отведено всего лишь несколько страниц. Чем обусловлено такое решение писателя? Роман Достоевского – социально-психологическое произведение, где на первый план выходит внутренний мир преступившего закон человека. Свой замысел автор объяснял “психологическим отчетом одного […]...
- Человеческие типы на страницах “Записок охотника” И. С. Тургенева 1. Тургенев – писатель-реалист. 2. Герои очерков и рассказов. 3. Психологические характеристики. Каждый устроен по-своему, и нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и таких, кто сочетал бы в себе все достоинства: красоту, сдержанность, ум, вкус и верность. Каждый хорош по-своему, и трудно сказать, кто же действительно лучше. М. Сикибу Известный писатель И. С. […]...
- Скучная история. Из записок старого человека Антон Павлович Чехов Скучная история. Из записок старого человека Повесть (1889) Профессор медицины Николай Степанович – ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России. Носящий это имя, то есть он сам, – старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода В […]...
- Краткое содержание “Посмертных записок Пиквикского клуба” 12 мая 1827 г. прошло заседание Пиквикского клуба, посвященное сообщению Сэмюэла Пиквика, эсквайра, и озаглавленное: “Размышления об истоках Хэмстедских прудов с присовокуплением некоторых наблюдений по вопросу о теории колюшки”. На нем был учрежден новый отдел под названием Корреспондентское общество Пиквикского клуба в составе: Сэмюэл Пиквик, Треси Тапмен, Огастес Снодграсс и Натэниэл Уинкль. Цель создания общества […]...
- Какова главная идея “Записок охотника” И. С. Тургенева? Главная мысль “Записок охотника” И. С. Тургенева – моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. Какова функция природы в “Записках охотника” И. С. Тургенева? Природа в “Записках охотника” И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. В чем […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...
- Человек – герой пьесы Андреева “Жизнь человека” “Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого: о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, […]...
- Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Достоевский Ф. М Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. […]...
- ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Появление романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина. Профессор Московского университета С. П. Шевырев видел в Печорине явление порочное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы. Критика раздражала […]...
- Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Второй вариант) Герой нашего времени – точно, портрет, Но не одного человека: это портрет, Составленный из пороков всего нашего Поколения, в полном их развитии. М. Лермонтов В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов затронул многие социальные, нравственные и философские проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие […]...
- “Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием” (И. Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” или “Идиот”) Высказывание Анненского наиболее тесно связано с образом Сони Мармеладовой. Вообще, роман Достоевского “Преступление и наказание” – роман идеологический, каждый герой здесь – носитель идеи. Идея не то же самое, что теория; у Сони нет теории, но есть идея. Раскольников и Соня по своей жизненной позиции прежде всего противопоставлены. Но в них есть и общее: прежде […]...
- Каков лирический герой В. В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность? (ЕГЭ по русскому) Озадачившись вопросом, связанным с тем, каков же он лирический герой Владимира Маяковского, однозначного ответа получить мы не сможем. Читателю нравится поэзия автора по той причине, что агитационная и “плакатная” направленность революционных стихотворений поэта не мешает представать ему перед читателем в роли глубоко ранимого и чуткого человека. Во время прочтения стихов из ранней лирики, а также […]...
- Герой и пародия. Печорин и Грушницкий в романе “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя. Так, доктор Вернер, […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Униженные и оскорбленные” Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – “Униженные и оскорбленные” (1886), должно было напомнить читателям о “Бедных людях”. Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования “маленьких людей”, униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная […]...
- Воин-герой и литературный герой – плечом к плечу Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме? Прежде всего вспомним Василия Теркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил свое историческое предназначение в борьбе с “коричневой чумой […]...
- Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лермонтова – роман “Герой нашего времени”. Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время – это эпоха 30-х годов XIX столетия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, наполненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценностей сталкивались с невозможностью […]...
- Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Первый вариант) Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Бедные люди” Редко Кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман “Бедные люди” (1846), восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей “натуральной школы”. Вместе с тем роман отражал и некоторые существенные изменения, которые происходили в художественной системе этого литературного течения. На смену преимущественно […]...