Герой “вакхической драмы” Анненского “Фамира-кифарэд”

Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин. Анненский замыслил “трагического Фамиру”. Исторический мотив в изложении автора таков: “сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Фамир или Фамирид, прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара”. Ин.

Анненский осложняет эту схему внезапной любовью нимфы к своему сыну и рисует последнего мечтателем, чуждым любви и все-таки погибающим в сетях влюбленной в него женщины.

Рок

является в образе блистательно равнодушной музы лирической поэзии – Эвтерпы. Ф. выжигает себе углем глаза и идет выпрашивать подаяния; преступная мать, превращенная в птицу, сопровождает его в скитаниях, она вытаскивает жребии из уже бесполезной кифары. Ф.- безумец мечты, ее мученик. Он отрешен от жизни, одержим музыкой и напоминает отшельника, живущего только духовными радостями.

Он признает единственного бога – созерцателя Аполлона – и не желает присоединяться к плотским радостям дионисийских действ сатиров, вакханок и менад. Предложение кимфы о состязании с Эвтерпой заставляет Ф. метаться

между “звездами и женщинами”, он мечтает стать титаном, похитившим с небес огонь. За гордыню Ф. наказан Зевсом, приговорившим его, “чтоб музыки не помнил и не слышал”.

В приступе отчаяния он лишает себя дара зрения.

Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Анненским в соответствии с идеями начала XX века, “с болезненной осторожностью современного человека”, как писал О. Э. Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Ф. оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его “мыслестрадание” сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности.

Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от “бледно-холодной”, “голубой эмали” к “пыльно-лунной”, “белесоватой” и “заревой”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герой “вакхической драмы” Анненского “Фамира-кифарэд”