Герой лермонтовских драм
В драме “Люди и страсти” Лермонтов яркими красками нарисовал быт крепостной усадьбы, в которой властвует крепостница Марфа Ивановна Громова. Она посылает “в плети на конюшню” поваренка Ваську, разбившего хрустальную кружку, “девок по щекам так и лупит”.
Герой лермонтовских драм переживает и личную драму, связанную так или иначе с социальными противоречиями: измена и предательство со стороны любимой женщины или друга. Носитель протеста против социальной несправедливости и всего морально-бытового уклада реакционной эпохи,
Однако Лермонтов не хочет сделать своего героя романтиком-индивидуалистом. В романтической драме “Странный человек” (1831, опубликовано. 1860) обрисована группа студентов, среди которых находятся люди, способные понять и оценить Владимира Арбенина.
Воспроизводя студенческие беседы, Лермонтов показывает, что молодые люди, окружавшие Арбенина, жили интересами, характерными для передового студенчества 30-х годов XIX в. Драматург отражает здесь реальные факты
В последней своей пьесе “Два брата” (1835-1836, опубликовано. 1880) Лермонтов возвращается к жанру своих ранних пьес с их автобиографизмом, пытаясь в драматургической форме отразить события своей личной жизни тех лет: встречу с вышедшей замуж В. А. Лопухиной-Бахметевой, юношеская любовь к которой вспыхнула в Лермонтове с новой силой. Но жанр экспрессивно-романтической драмы, где субъективное начало преобладает над объективным, видимо, уже не удовлетворяет Лермонтова, в творчестве которого наметился поворот к реализму, и, не занимаясь тщательной отделкой пьесы, он обращается к форме романа (“Княгиня Литовская”), используя в нем тот же жизненный материал.
Лучшей пьесой Лермонтова является “Маскарад” (1835, опубликовано. 1842). Перед нами своеобразный жанр драмы, сочетающей элементы романтизма и реализма, полной бунтарского духа и высокой патетики, но в то же время глубоко жизненной в своем остро критическом, иногда гротескном, изображении дворянского общества.
Рост реалистических тенденций в драматургии Лермонтова явился выражением общей эволюции его творчества. Резко отрицательное отношение Лермонтова к петербургскому дворянскому обществу дало возможность драматургу критически изобразить ряд характеров, типичных для светской среды. Но и в этой драме дает себя знать та романтическая субъективность, которая составляет особенность лермонтовской драматургии.
Сюжетной основой “Маскарада”, как и других драм Лермонтова; является конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин тоже “странный человек”, как называет его Нина. Это богато одаренная натура, человек острого ума, горячего сердца и могучей воли.
Но среда, к которой он принадлежит, и эпоха, в которую ему приходится жить, обрекают его на пустое и ничтожное существование. В образе Арбенина более отчетливо, чем в ранних драмах Лермонтова, выступают черты, характерные для дворянской интеллигенции, испытавшей на себе последствия разгрома декабристского движения. Разочарование, пессимизм, бездеятельность, рефлексия, ставшие болезнью века, наложили печать и на лермонтовского героя. Арбенин – это попытка Лермонтова воспроизвести в реально-бытовой обстановке тот характер, который аллегорически воплощен поэтом в образе Демона.
Герой “Маскарада” пережил внутренний разлад, решительно разошелся со средой, испытал глубокое страдание и в результате сохранил только чувство презрения и ненависти ко всему на свете. Подобно Демону, Арбенин в любви чистой и прекрасной женщины ищет возрождения, возвращения к ценностям жизни. Арбенин близок к этому. Он так говорит о своей любви к Нине:
…мир прекрасный Моим глазам открылся не напрасно, И я воскрес для жизни и добра.
Но отвергнутое Арбениным светское общество мстит ему, отравляя его светлое чувство ревнивым подозрением. Вера в Нину, а с нею и в добро и жизнь рушится. Убийство жены и последовавшее за ним помешательство – таков печальный финал жизни Арбенина.
Правильно определяют этот финал слова Неизвестного: “И этот гордый ум сегодня изнемог!” Причина этого крушения в том, что Арбенин, несмотря на критическое отношение к обществу, был связан с ним кровными узами и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма, ни безверия в положительные начала жизни. Он обращается к самому себе с горьким упреком:
Беги, красней, презренный человек! Тебя, как и других, к земле прижал наш век.