Герой и толпа в лирике В. В. Маяковского

Тема героя и толпы достаточно традиционна в поэзии, но раскрытие ее зависит от своеобразия мировоззрения поэта, которое формируется под влиянием различных социальных условий и исторического процесса в целом. Классические поэты ХIХ века, такие, как Пушкин, Лермонтов, рассматривали лирического героя в отрыве от толпы, противопоставляли их, потому что в слово “толпа” они вкладывали иной смысл, нежели поэты века двадцатого, в частности Маяковский, отличающийся ярко выраженной социальной направленностью своей поэзии.
Итак, “толпа”

в понимании классиков – это, прежде всего, враждебно настроенное против поэта светское общество, не понимающее его, не способное увидеть в нем избранную личность. Пушкинский герой, хотя и служит людям, может обойтись и без них, если они превращаются в бездумную “толпу”. Лермонтовский – искренне ищет сближения с обществом, но не находит к нему верного пути.
Пожалуй, единственный поэт, которому удается найти такой путь, – это Маяковский, и в этом ему во многом помогает та эпоха, в которой он был рожден как творческая личность.
Сближение героя Маяковского с толпой стало возможным, во-первых,
потому, что в условиях ломки старых буржуазных порядков разрушались и сословные представления об обществе, формировался один класс – пролетариат, частью которого ощущал себя и поэт. Во-вторых, уже в раннем творчестве Маяковский задумывался о своем отношении к “толпе”. И опять-таки слово это, на мой взгляд, неоднозначно.

Для Маяковского это и обычные люди, стремящиеся к своему будущему (и такую “толпу” он поддерживает), и “толпа” врагов социализма, мешающих жить той другой группе. Мы рассмотрим тему героя и толпы в этих двух разрезах.
Если говорить о “толпе” как о народе, являющимся частью необратимого исторического процесса, то Маяковский, как уже говорилось ранее, все же нашел путь сближения с ней, хотя и не сразу. В дореволюционные годы поэт ощущал себя одиноким, как “последний глаз идущего к слепым человека”, он шел “рыдать один”, потому что не понимал, где тот путь, который приведет его к людям, стремления которых будут схожи с его стремлениями. Он даже не мог определить, к чему следует стремиться.

Уже тогда поэт понимал, что люди ему “все дороже и ближе” и готов был распять “себя на кресте” за них. После Октября поэт осознал все свои смутные желания помогать людям, осознал, как он это может сделать.
Дело в том, что Октябрьская революция стала для всех, кто стремился к лучшей жизни, вестником свободы личности и ее деятельности, направленной на строительство коммунизма. Поэт искренне верил в то, что революция принесет людям счастье, поэтому его герой – это активный защитник ее плодов, агитатор, призывающий к труду ради улучшения жизни “потненьких, голодненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке”. Его лирический герой – это не оторванный от толпы человек, удовлетворяющий творчеством лишь свои потребности, это поэт-рабочий, чей лозунг “светить – и никаких гвоздей”, чтобы облегчать путь тем, “кто глазом ослабли”.
Да и сама “толпа” в новых общественных условиях меняет свой характер. Маяковский – первый поэт, у которого “толпа” отзывается на призывы “горлана-главаря” хотя бы какой-то реакцией:
А улица присела и заорала:
“Идемте жрать!”
Вот так, в грубой форме, но все же было сказано “толпой” первое слово, разбившее лед непонимания между ней и лирическим героем.
Таким образом, рассматриваемая с такой позиции тема героя и толпы подчеркивает новаторство Маяковского, которому удалось найти точки соприкосновения этих двух образов.
Что касается “толпы”, состоящей из “дряни” и “дрянца”, позиция лирического героя по отношению к ней диаметрально противоположна. Он противопоставляет себя всем тем, кто пытается приспособиться к условиям жизни в “новом” обществе, кто прячет свое мещанское “мурло” или “намозоленный от пятилетнего сиденья” зад бюрократа за эмблемы серпа и молота.
Герой Маяковского активно борется с такими “элементами” общества, призывая “свернуть им шеи”, как канарейкам. Причем борется он с ними, уже не ощущая себя одиноким, “обсмеянным у сегодняшнего племени”. Герой уверен, что любая жертва, принесенная им ради благополучия “пролетария”, будет для последнего “знамением”, влекущим продолжать его дело: осмеивать, разоблачать, уничтожать старые порядки.
В заключении хотелось бы отметить, что Маяковский, пожалуй, – первый поэт, в творчестве которого тема толпы и героя приобрела столь остросоциальное звучание. Ему удалось полностью растворить эти два образа друг в друге, провести мысль о том, что деятельность поэта – лирического героя – это такой же труд, как и труд любого другого человека, и он так же полезен “толпе”, как и любой другой.
У Маяковского “толпа” людская, то есть народ, приобретает свой собственный голос, а не “безмолвствует”, как мы видим это в классической русской поэзии. Такое развитие темы стало возможным лишь благодаря революции, огромное значение которой придавал поэт и которая позволит ему стать поистине народным для своего времени и будущего.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герой и толпа в лирике В. В. Маяковского