Герой и антигерой. “Горе от ума”; как политическая

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей – “французской заразы”. Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы.

И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских. Комедия “Горе от ума”

построена так, что о “веке нынешнем”, об идеях социально – политических преобразований о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий.

Он – тот “новый человек”, который несет в себе “дух времени”, идею жизни, цель которой – свобода.

Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т. п. Воротившись в Россию и попав “с корабля на

бал”, Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежние довоенные “берега”, что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов.

В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному.

Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, “обливаясь слезами”, расстался с Софьей и отправился в Петербург.

Пологому же и оборвалась блестяще начатая карьера: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но Государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. И Чацкий оставляет столицу.

Он пытается служить Отечеству иначе: “славно пишет, переводит”.

Неслучайны эти слова Фамусова, ведь не водевили же будет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об общественном служении! Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах – как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи.

Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда “чин следовал ему”). Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: “Забрать все книги бы да сжечь! ” Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент – проповедь свободы.

Вот почему так негодует свет.

И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии. Итак, Чацкий – новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним”, который пытались приблизить лучшие люди России. “Его идеал свободной жизни определителен: это свобода от всех.. цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода – вперить в науки “ум, алчущий познаний”, или беспрепятственно предаваться “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, – свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать”…

– так объясняет Гончаров в статье “Мильон терзаний”, какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие “свобода”. Но в тоталитарном государстве вопрос “служить или не служить, жить в деревне или путешествовать” выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона.

Это – то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований. Но реальные преобразования еще далеки.

Плотной стеной на их пути встал фамусовский мир, обитатели которого “радеют” лишь “родному человечку” и пределом мечтаний видят “сто человек к услугам”, “чин завидный” и тому подобные блага Да, Чацкий, наделенный темпераментом бойца, активно противопостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?

Подумайте, кто истинный соперник Чацкого? ока наш герой три года путешествовал, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни. Оно вырабатывало в себе “сопротивляемость” тем зреющим переменам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить.

И вот в обществе появляется и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий неспособен отнестись к нему и его “талантам” всерьез. А между тем, это “жалчайшее созданье” не так уж ничтожно.

За время отсутствия Чацкого, Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он – счастливый соперник главного героя. И это только начало.

Личное поражение Чацкого не исчерпывает его будущей драмы. Брошенные им слова “Молчалины блаженствуют на свете” оказываются пророчеством. Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти “ключ” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность – вот определяющие качества этого героя.

Качества, делающие его антигероем пьесы, главным противником Чацкого.

Его жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей противостоит моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого. И в этом Молчалин не отличается от всего фамусовского общества Его отличает иное: сила. Вот “тузы”: Фамусов, Скалозуб, князь Тугоуховский.

Каков предел мечтаний Фамусова? Выдать удачно замуж Софью, ну еще пару орденов Получить – не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует “Мне только бы досталось в генералы”.

Князь Тугоуховский давным – давно “на посылках” у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое…

Молчачин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награжденья, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.

Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… Остановится он на достигнутом? Разумеется, нет.

Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу.

Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого – безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только сам унижать, но и уничтожать. Именно молчалины, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, дойти “до степеней известных”станут в ближайшем будущем ( после восстания декабристов) столпами общества.

На них будет опираться новая власть: ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” – “умеренность и аккуратность”.

Молчалин – человек структуры, , его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он не допустит разлада этого механизма, тем более его разрушения! Спустя полвека после создания “Горя от ума”, в 80-е годы М. Е. Салтыков-Щедрин вновь выведет Молчалина на сцену в очерке “Господа Молчалины”.

Социально ориентированный художник неслучайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившийся “степеней известных” .

Он укоренился к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин. Щедрин “по достоинству” оценил молчалиных и мрачную роль, сыгранную ими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым “настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба”. Вкрадчивые молчалины заняли место бескомпромиссных чацких… каждый сделал свой выбор


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герой и антигерой. “Горе от ума”; как политическая