Герой эпоса Овидия Назона «Метаморфозы»

Фаэтон сын Гелиоса и Климены, жены царя Меропса. Надменный Эпаф, сын Ио и Юпитера, высказал сомнение в божественном происхождении Фаэтон. Тот, обиженный, сообщил об этом Климене; она клятвенно подтвердила отцовство Гелиоса, но этого сыну показалось недостаточно, и он отправился в чертоги отца, чтобы узнать правду непосредственно от него.

Гелиос ласково встретил сына и дал страшную клятву богов — Стигийской влагой — выполнить любое его желание; сын захотел на день получить отцовскую упряжку.

Отец был поражен этим безумным стремлением

— «ты просишь о казни, сын, вместо дара» — и описал все трудности пути. Сын остался непреклонен, и не осмелившийся отказать отец объяснил ему путь, дал последние наставления и выпустил упряжку. Ф. не справился со строптивыми конями, испугался опасностей, подстерегавших его на крутой небесной стезе, и раскаялся в своем безумном поступке. Точная деталь — «уже желая зваться Меропсовым сыном» — показывает пустое тщеславие, подвигшее Ф. на его отчаянный поступок.

Лишенные твердой руки, кони понесли колесницу по собственному произволу, неся повсюду опустошение (описание его весьма пространно

и ярко); Земля взмолилась перед Юпитером, и тот, не имея иного выхода, сразил незадачливого возницу перуном. Упавший в воды Придана, Ф. был погребен сестрами-Гелиадами, превратившимися от скорби в тополя.

Миф о Фаэтоне известен нам прежде всего в изложении Овидия; однако он был популярен в античности, ему были посвящены «Гелиады» Эсхила и «Фаэтон» Еврипида. От последней трагедии сохранились довольно значительные фрагменты, позволяющие судить о сюжете; из них становится очевидным, что мотивировка поступка у Ф. совершенно иная: отец решил выдать его за дочь Киприды, и Ф., не одобряя неравного брака, захотел проверить свое божественное происхождение. Образ Ф. у Овидия совершенно лишен тех романтических черт, которые свойственны ему в новейшей литературе: главный мотив повествования — расплата за гордыню.


Герой эпоса Овидия Назона «Метаморфозы»