Герой драмы Лермонтова “Маскарад”

Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи. Герой юношеской драмы “Странный человек” (1831) – Владимир Арбенин, в отрывке “Я хочу вам рассказать” фигурирует Александр Арбенин. У героя “Маскарада” имя пушкинского Онегина – Евгений. Онегин и Германн Пушкина, Чацкий Грибоедова, Ижорский Кюхельбекера – такова литературная генеалогия А. В этом образе запечатлелись черты героя популярной на русской сцене мелодрамы Дюканжа “Жизнь игрока” – Жоржа Жермани.

Бесспорно влияние героев

Байрона – Каина, Манфреда, Чайльд-Гарольда.

В основе образа Арбенина как справедливо заметил Б. Эйхенбаум, не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского начал. Деятельное стремление А. к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Отделение “высокого зла”, мстящего за поругание добра (А.), от обыденного, пошлого, бытового порока (обман, сплетня, предательство, интрига – Казарин, Шприх, Звездич, Штраль) необходимо Лермонтову для превращения мелодраматической фабулы в сюжет социально-философской романтической драмы.

Отношения

А. с миром не бытовые, он решает вечные проблемы бытия. Богоборческие мотивы, традиционные для романтиков (персонажи Байрона – Манфред, Каин, лермонтовский Демон), в герое “Маскарада” получили своеобразное преломление. А.- не нигилист, не релятивист, он верит в существование справе дливого Бога, но “там” – за гробом, в вечности.

Здесь же, на земле, где “всюду зло – везде обман”, мир – хаос. Герой ощущает на своей судьбе “печать проклятья”, его жизнь – бесконечное страдание и одиночество.

Познав ад существования, А. перед злом не преклонился. Больше того – потенциально А. открыт для добра. Женившись на Нине случайно, он сознательно порывает с прошлым. Нина возрождает в нем надежду на возможность божественной гармонии здесь, на земле, веру в справедливость миропорядка.

Любовь А.- это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для А. прозрение (мнимое); герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. А. желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию. Теперь для него “преграда рушена между добром и злом”, ему “все дозволено”.

Он возлагает на себя миссию сверхчеловека, право высшего суда и наказания. Признание собственного избранничества приводит А. к трагической ошибке.

Стремление очистить Нину от греха и смертью возвратить ей божественную чистоту оборачивается преступлением, убийством невинной жены. В этой связи чрезвычайно важен образ Неизвестного. С одной стороны, он имеет черты реального человека, с другой – олицетворяет мистические силы зла.

Он, как режиссер, ведет А. к убийству, являя собой месть тьмы за стремление А. к свету. Гипотетически можно утверждать, что именно Неизвестный (черт под маской) является символическим организатором светской интриги (например, характерно, что на балу, когда Неизвестный видит, как А. всыпает яд в мороженое, он не предотвращает убийство).

Однако абсолютно ясно, что возмездие настигает А. не в “наслаждении пороком”, а в момент покоя и счастья. Именно поэтому для Лермонтова так важен “прием двойного сострадания”. Мировое зло делает А. и жертвой, и преступником. В финале, узнав, что Нина невинна, А., раздираемый мучительными страданиями, сходит с ума (“и этот гордый ум сегодня изнемог!”).

Нет спасения романтическому герою, но нет и возврата под власть тьмы. Таким образом, коллизия А. перенесена автором из сферы индивидуальной морали и психологии в план общечеловеческого бытия. Необходимо отметить, что не только логика демонического героя ведет А. к преступлению:

Мне ль быть супругом и отцом семейства

…который испытал

Все сладости порока и злодейства?

В структуре “Маскарада” месть гордой души, как черта “негативного, разрушительного воодушевления” (Р. Гальцева), есть протест против социального порядка. А., уставший от “борьбы с самим собой”, познавший боль, страдания и страсти, навсегда остался изгоем, обреченным на вечное одиночество. В прошлом игрок, презревший “закон людей, закон природы”, А. не приемлет пошлости света.

Мир масок, шулеров и подлецов, мир интриги, сплетни и обмана,- бесконечно враждебен герою. Он здесь чужой, и общество мстит ему за это.

Образ Арбенина претерпел ряд изменений, сюжетных и характеристических, в разных редакциях “Маскарада”. Отличие первых трех: А. не узнал о том, что Нина невиновна – драма заканчивалась появлением доктора, который констатировал смерть. Чтобы отомстить Звез-дичу, А. вступал в общество шулеров, возглавляемое Казариным, и те, по его наущению, обыгрывали князя, в чем и состояла месть героя; сцена публичного оскорбления Звездича отсутствовала. Арбенин в ранних редакциях вплотную примыкал к Демону.

Эти демонические черты сохраняются и в четвертой редакции, признанной канонической.

Однако в ней романтическая патетика образа приобретает психологическую мотивировку; усиливается социальная тематика, выраженная в монологах-инвективах, адресованных свету. Образ А. как бы движется от Демона к будущему Печорину. Последняя тенденция отчетливо проявилась в пятой редакции, которая иногда рассматривается как самостоятельная пьеса. В ней имя героя сделалось названием драмы, исчезает маскарад как место действия и образ-символ.

Нина на самом деле изменяет А. Он же не убивает Нину, а только разыгрывает сцену мнимого отравления. Убедившись в измене жены, А. оставляет свой дом; его уход отчасти напоминает бегство Чацкого. Столь существенные изменения образа обусловлены пониманием исчерпанности романтического героя, поисками иного “героя нашего времени”.

Роль Арбенина предназначавшаяся П. С. Мочалову, так и не была сыграна великим трагиком по причине цензурного запрета пьесы. Первым исполнителем этой роли стал В. А. Каратыгин (1852). Среди наиболее ярких интерпретаторов образа следует назвать Ю. М. Юрьева в постановке В. Э. Мейерхольда (1917) и Н. Д. Мордвинова в фильме С. А. Герасимова (1941) и спектакле Ю. А. Завадского (1952).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герой драмы Лермонтова “Маскарад”