Героиня романов Жорж Санд “Консуэло”
Обладательница чудесного, чарующего голоса (артистический прототип – знаменитая певица Полина Виардо-Гарсиа), Консуэло испанка по национальности, итальянка по воспитанию, цыганка по судьбе, воплощает тему художника-странника, вечного путника. Сама К., конечно, не осознает собственную исключительность. Девочкой она смотрит на себя, как и ее жених Андзолетго, чужими глазами. Пятнадцати лет она кажется невнимательному глазу почти что уродливой в своей подростковой угловатости.
Она хороша, только когда поет.
Она совершенно лишена кокетства
Архетипически К. по восприятию окружающих – нимфа, лишенная лукавства и бессознательного демонизма, – светлая, целомудренная.
Традиционная для “романа-путешествия” авантюрность специфически формирует образ К., для которой дом – весь мир. Она всюду умеет находить
Она – существо особой породы, “сделана” из особого вещества, ее реальность – волшебный мир фантазий, призраков и прежде всего, конечно, музыки. В этом смысле она сопоставима с гофмановской донной Анной, способной жить только на сцене. По ходу сюжета в силу обстоятельств Консуэло вынуждена принимать разные имена, но значимы для ее судьбы два – Порпорина и Бертино.
Порпорина (то есть “ученица Порпо-ры”) символизирует ее предназначение искусству. Бертино (“возлюбленная Альберта”) – женскую судьбу, любовь и верность избравшему ее незаурядному человеку. Две эти ипостаси борются в К. до самого конца. В искусстве для нее заключена истинная жизнь.
Но драматизм героини Жорж Санд в том, что в частной жизни она по-своему “камерный” человек, и ей не так просто дается “дорога”.
Тем не менее движение для Консуэло ученицы идеолога художнической свободы маэстро Порпоры и верной подруги в странствиях юного Иосифа Гайдна – единственный способ существования, а “остановиться” означает “замереть” внутренне, что гибельно для подобных ей, как гибельна любая форма духовного закрепощения. К.- олицетворение принципиальной независимости художника, которому тесны любые рамки – дома, семьи, брака. Только музыка с самого начала, с детства – ее царство.
Поэтому мужчины в ее жизни возникают вроде бы случайно: они просто оказываются рядом. Сначала Андзолетто, друг детства, коллега, жених “по привычке”. Потом – Альберт. Дважды она колеблется в выборе между призванием и “нормальным счастьем”.
В ее итоговом выборе нет компромисса: только такой человек, как Альберт Рудолыптадт, мистически одаренный человек духа, может годиться ей в спутники.