Герои и проблематика ранних произведений М. Горького

По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла “тройка” великих русских писателей: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и А. М. Горький. В этой тройке “коренником” был Л. Толстой, но именно Горькому, самому молодому из них, суждено было перекинуть, как мост, идею литературного служения из XIX в ХХ век. Он стал живущим в современности классиком и для тех, кто почтительно признавал это, и для тех, кто рьяно это отрицал.
Ново, ярко и смело прозвучало слово молодого Горького. Пессимизму, социальному цинизму, усталости от жизни он противопоставил

идею свободы, подвига: “Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед”.
“Настало время нужды в героическом” – так определил писатель общественную потребность, на которую ответил созданием романтических образов сильных, гордых и страстных героев, противопоставленных “скучным людям” (рассказы “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”).
Создавая образы таких героев, Горький не боялся “приукрашивать” жизнь, используя художественные приемы, найденные романтиками-предшественниками. Это и описание
исключительной личности в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчеркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика.
Начиная с самых первых произведений, в творчестве Горького звучит вопрос “как жить?” Он становится одним из основных в рассказе “Старуха Изергиль” (1895). Каждый герой произведения – Ларра, Данко, Изергиль – личность яркая, возвышающаяся над обыденностью. Но оказывается, что наличия качеств сильной личности еще недостаточно для положительного отношения к ней.

Гораздо более важно то, на достижение каких целей направлена эта сила.
В противопоставлении и сопоставлении героев произведения утверждается идея подвига во имя общего счастья. Герой одной из легенд – Ларра, сын женщины и орла – наказан за свою гордыню страшной карой: он обречен на вечную жизнь в одиночестве. От имени древнего народа его судят старейшины, олицетворяющие мудрость извечных законов единения, уважения, человечности.
В самоотверженном служении людям – смысл жизни Данко, подтверждающего вывод Изергиль о том, что “в жизни всегда есть место подвигам”. Тяготы пути, ропот и непонимание людей, их страх и ужас – все довелось преодолеть Данко, освещавшему путь своим горящим сердцем. Любовь к людям и жалость к ним дают силы герою.
Атмосферу испытаний усиливает пейзаж, детали которого символичны. Смрадное болото, непроходимый лес, гроза олицетворяют то “страшное, темное и холодное”, что есть в жизни и в самом сознании человека, а ширь степи, сияние солнца – “свободную землю”, свет души, к которым всегда стремится человек. Таким образом, пейзаж в рассказе не только создает атмосферу “сказочности”, необычности, но и служит способом выражения обобщенно-философского смысла произведения.
Та же проблема – проблема смысла жизни – находится в центре “Песни о Соколе” (1895). В этих двух произведениях много общего. В основе их композиции лежит антитеза: Ларра – Данко, Уж – Сокол. Противопоставлены два миропонимания, два разных отношения к жизни.

Естественно поэтому контрастен и пейзаж, сопровождающий героев, и отношение к ним. В обоих произведениях использована форма сказок, легенд, и все изображаемое наполнено глубоким философским подтекстом.
Воплощением памяти и мудрости народной становятся рассказчики – старуха Изергиль, пастух Рагим. Немало общего в стиле произведений. Изображение героев, по словам Горького, “повышено в тонах и красках”, что достигается обильным использованием эпитетов, сравнений, разнообразных повторов (“…под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, “они шли, пели и смеялись”, “высоко в горы вполз Уж… высоко в небе сияло солнце”, “дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни”).
Особую эмоциональность повествованию придает явно выраженная ритмизация прозаической речи: “Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” (ямб). Чеканность фразы, ее афористичность – еще одна отличительная особенность произведений М. Горького.
Романтически окрашенное, преувеличенно восторженное воспевание “героя подвига” лишь усиливало в писателе тягу к изображению реальной жизни реального человека”. В ней он видел “комариную жизнь обыкновенных людей”, которую ненавидел, и “великое дело незаметно маленьких людей”. Горький нашел в среде “маленьких людей” героев необыкновенных, с особым благородным строем души, с чувством внутренней свободы.

Ими оказались босяки, выброшенные на обочину жизни, на самое ее дно, но, вопреки обстоятельствам, сохранившие “жемчужины нравственных качеств”.
Один из первых примеров такого героя дан в раннем рассказе “Челкаш” (1895). Реалистически нарисована открывающая произведение картина порта. И в то же время перед нами возникает обобщенный образ мира, враждебного человеку, поработившего и обезличившего людей.
В портрете главного героя, именем которого назван рассказ, черты романтические (подчеркнуто сходство с диким и сильным хищником) соединены с реалистической детализацией: “в… буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки…” Жизненную основу имеет конфликт двух героев, но решен он романтическими приемами.
Сквозная мысль всего творчества Горького – о “пестроте” человеческих характеров, о том, что одни – “скучные люди”, “родятся стариками”, неспособными понять истинную красоту жизни, а другие, свободные и мужественные, эту красоту олицетворяют или, во всяком случае, вносят в жизнь “бродильное начало”, звучит в этом произведении.
Темы и образы ранних произведений М. Горького отвечали на запросы массового демократического сознания читателя, появившегося в России в конце XIX в. и ждавшего от искусства отражения всех своих чаяний. Герои раннего Горького не только отвечали этим требованиям, но и решали идею преодоления векового гнета, были воплощением личностной свободы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герои и проблематика ранних произведений М. Горького