Герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”
Весь я в моих писаниях. Л. Толстой Лев Николаевич Толстой – художник с большим диапазоном тем, философских взглядов на окружающий мир и человека. Писателю свойственна неспешная манера повествования, он постепенно вводит читателя в круг своих вглядов и интересов, надолго оставляя в “плену” произведения.
Говоря об авторе такого монументального произведения, как “Война и мир”, нельзя не удивиться широте его взглядов, умению вплести в ткань повествования вечные проблемы, волнующие человечество на протяжении всего существования.
Это колоссальное произведение о жизни русского общества в период 1805-1820 годов. Писатель рассматривает бытие через призму войны и мира, то есть отношение различных людей к войне-убийству, именно так Лев Николаевич-пацифист трактует войну, антиподом ей выступает мир, жизнь людей, их интересы, взгляды и мечты. Толстой излишне усложняет некоторых героев,
Толстой не дает им ни малейшего шанса улучшиться, самосовершенствуясь. Это вне интересов данных персонажей, и писатель наделяет их отвратительными характерами, поступками и помыслами. Вообще же роман представляет собой широкое полотно, рассказывающее о становлении личности в определенном историческом времени.
На примере Наполеона автор показывает, как мелочные цели убивают душу самых активных и способных людей. Толстой, рассуждая о войне, говорит о ее пагубности для большинства народа. Зачинщиков бойни, карьеристов, он наказывает судом истории.
Наполеону автор отказывает в малейшей талантливости, показывая случайность его первоначальных побед, когда молодой и тщеславный генерал ради своих мелочных интересов затягивает в пучину бед и страданий целые народы. Антиподом диктатору выступает Кутузов, жалеющий солдат, видящий бессмысленность русского похода в 1805 году. Командующий различает в солдатской массе отдельных людей, страдающих и умирающих ради чужих фантазий, тщеславных помыслов индивидуалистов.
Но он уже будет совершенно иным в 1812 году после отступления из Москвы, размышляющим о своей вине, что не сумел отстоять древнюю столицу. Этот мудрый старик понимает, что падение Москвы не есть потеря России. Бережное отношение к солдату сохранится в полководце и тогда, когда начнут русские армии громить французов.
Кутузов с позиции сильнейшего советует “пожалеть” французов – ведь они стали слабыми, им грозит неминуемая гибель. На его фоне бесчеловечность Наполеона выступает почти фантастичной. Диктатор равнодушно смотрит на бессмысленную гибель подчиненных, кинувшихся через Неман.
С восторгом погибают уланы, а Наполеон уверен, что “присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумное самозабвение. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку”. После этой сцены понимаешь, что Наполеон лишь карьерист и авантюрист, волей судьбы сумевший подчинить себе огромные массы людей и погубивший их. Его собственное падение было только вопросом времени.
И совсем не удивляет бегство диктатора, когда он под Березиной бросил погибать свою армию в “варварской России”. Толстой оправдывает борьбу русского народа, “поднявшего дубину войны”, воюющего без всяких правил, ибо какие могут быть церемонии с завоевателями. Противопоставление Кутузова – Наполеона помогает автору показать истинный героизм одного ничтожность помыслов другого. Кутузов плоть от плоти своего народа, а Наполеон далек от собственных солдат, смотрит на них как на средство для достижения своих корыстных целей.
Толстому удалось показать это гениально.