Герои Агаты Кристи на экране, творчество Агаты Кристи (Кристи Агата)

Кинематограф — самое молодое искусство. Возникнув в конце 19 века, оно с каким то небывалым ускорением миновало младенческий цикл и на глазах одного поколения достигло зрелости.

Но сам процесс рождения и становления был далеко не простым для нового претендента на симпатии публики. Искусства более древние всегда могли опереться на вековой опыт и традиции.

Никаких традиций за кино не стояло.

Надо было заимствовать у соседей. И вначале естественным показалось обращение к опыту театра. Театр-зрелище, и его составные элементы: режиссер,

драматургия, актер — весьма удачно вписывались в структуру нового искусства. Концепция — кино как переснятый театр казалась весьма выгодной и перспективной.

Не учтено было только одно: специфика нового вида художественной деятельности. Художественное содержание прежде всего зависит от форм пространства, времени и движения. А законы их преломления в новом виде творчества оказались далеко не совпадающими с закономерностями сцены.

Тогда внимание кинодеятелей переместилось в сторону литературы. И выяснилось, что наиболее близка кинематографу природа повествовательных жанров, что по самой

своей сути кино ассоциативно, а это обстоятельство сближает его не с пластикой, а со словом,

Литературная основа кинопроизведения очень быстро дала о себе знать в процессе эволюции кинодраматургии. Если на начальных этапах ее становление В. Шкловского о том, что он написал одно из первых своих либретто для «Межрабпомфильма» на ресторанной салфетке, не выглядело ошеломляющим парадоксом, то со временем оно становилось все более таковым. А либретто превратилась в сценарий — жанр, который порой претендует на полную самостоятельность.

Особенно, конечно, это стало ясно с появлением звукового кино. Разумеется, литературные свойства этого жанра специфичны, и авторский сценарий для кинопроизведения не является последней инстанцией, подвергаясь иногда кардинальной трансформации в сценарии режиссерском.

Стремление к повествовательности определило обращение к сюжетной напряженности приключенческих форм и особенно детектива, успех которого в кино связан с социальными тенденциями 20 века и прежде всего с проблемой защиты частной собственности. Если в тридцатые годы — годы великой депрессии экраном завладевает криминальный, гангстерский жанр, то вторая половина 20 века знаменуется торжеством «гносеологизма» и как следствие-детектива.

Создателем детективного жанра был гениальный американский поэт и прозаик Эдгар По. Уже в его творчестве психологизация оттесняет на задний план чисто сюжетные элементы, что свидетельствует о том, что не только физическая подоплека преступления, но и его глубинные основы волнуют человечество. Именно этим объясняется то, что детективные мотивы и даже сюжеты встречаются в произведениях таких писателей, как Достоевский, Фолкнер, эрудит Умберто Эко.

И, конечно, не случайно такой оригинальнейший писатель нашего времени, как Б. Брехт сравнил работу над современными детективными романом с работой современного физика-теоретика.

К тому моменту, когда на литературную арену выступила Агата Кристи, британский читатель был подготовлен к восприятию особенностей детективного жанра такими писателям. Как Эдгар Уоллес и Конан Дойль, создатель одного из самых популярных мифов обыденного сознания — Шерлока Холмса.

Отец будущей писательницы был американец, обосновавшийся в Англии. Материальное благополучие семьи позволило ей получить хорошее домашнее воспитание. В Юные годы она увлеклась пением и даже дебютировала в Париже, но профессиональной певицей не стала.

В 1914 году вышла замуж за полковника английских ВВС Р. Кристи. В 1922 году они расстались. Через несколько лет она снова выходит замуж — за известно археолога, работавшего на территории Ирака и Сирии.

Профессия мужа расширяет кругозор Кристи, появляются ее романы с восточными сюжетами, такие, как «В конце приходит смерть».

К этому времени Кристи уже известная писательница. Первый ее роман «Таинственное дело в Стайлзе» вышел в 1920 году. В этом произведении впервые появляется фигура сыщика Пуаро, который на протяжении пятидесяти пяти лет будет неизменным персонажем большинства ее романов и повестей.

В 1930 году в романе «Убийство в доме викария» на сцену выступает еще одно Альтер эго Кристи — мисс Марпл — детектив-любительница. К Пуаро и мисс Марпл в дальнейшем присоединится писательница, как и сама Кристи, автор детективных повестей, миссис Оливер.

Популярность Кристи началась с романа «Убийство Роджера Экройда» (1926), оригинального, как по замыслу, так и по воплощению. Читая записки доктора Шеппарда, мы долго находимся под впечатлением, что это исповедь нового доктора Ватсона, помогающего Пуаро разобраться в обстоятельствах преступления. Под конец же выясняется, что Шеппард и есть убийца, что нагло играя роль адъютанта Пуаро, наслаждаясь мнимой безнаказанностью, он тем не менее с каждым шагом приближает собственную гибель. Это сюжетная ситуация, кажется, не имеет аналогий в мировой литературе, за исключением, пожалуй, отношений между Раскольниковым и следователем Порфирием Петровичем у Достоевского.

Агате Кристи удалось достичь того трудного в рамках детектива сочетания закономерности и случайности, о необходимости которого пишет Ф. Дюрренматт в своей повести «обещание», имеющей подзаголовок «Отходная детективному жанру».

Кристи сознательно ориентируется на традиции классического детектива. Вот почему содержание ее романов, повестей, новелл и пьес, как правило, связано с проблемами собственности и наследия. Вот почему обычный вопрос, который ставит Пуаро, — кому выгода смерть жертвы. Правда, маленький бельгиец с воинственно закрученными усами использует в качестве направляющей и еще одну идею.

Это идея наследственности. С ее помощью он разматывает преступный клубок в романе «Убийство на площадке для игры в гольф».

Детективные романы А. Кристи не могли рассчитывать на особую популярность, если бы все сводилось к пробелу обнаружения виновных. Широта действенного пространства сочетается в них с социальной глубинность. Так, и «Убийство Роджера Экройда, и «восточный экспресс» построены на идее неизбежности возмездия. Пуаро, расследуя описанное в «Восточном экспрессе» преступление, обнаруживает, что убитый богач на самом деле бывший гангастер, повинный в похищении и гибели маленькой девочки.

Его двенадцать убийц, таким образом, осуществляют правосудие, и Пуаро отказывается искать состав преступления в данном случае.

В «десяти негритятах», наоборот, основной тезис связна с утверждением необходимости придерживаться презумпции невиновности.

Агат у Кристи часто рассматривают как носительницу охранительной, апологетической тенденции. Однако это мнение едва ли выдержит проверку при внимательном анализе ее произведений. Достаточно указать на «Убийство на пароходе «Карнах» («Смерть на Ниле», 1937).

Фабула весьма проста. Жертвой совершенного на пароходе преступления становится Линнет Риджуэй — богатая наследница, красивая, обаятельная женщина, только что вышедшая замуж за симпатичного Симона Дойля. На первый взгляд, Линнет само совершенство. Она умна и отзывчива, у нее нет предрассудков, и своего мужа Симона Дойля — небогатого и незнатного человека она предпочитает богатому и родовитому лорду Уиндлешэму.

То есть она и в самом деле почти идеальна. Но не будем спешить с выводами.

Отношение автора к своим персонажам ярко выражено в тех оценках, которые дает им Эркюль Пуаро. А этих критериев не выдерживает ни один великосветский персонаж романа, начиная с самой «идеальной» Линнет, которая, несмотря на свои достоинства, совершенно спокойно «присваивает» жениха своей подруги Джекки Де Бельфорт и выходит за него замуж. Другая ее подруга, графиня Джоанна Саутвут — великосветская воровка, крадущая ожерелье Линнет, при этом не скрывающая своего цинизма.

Симпатичный Тим Аллертон — ее партнер по этим кражам. Опекун Линнет, Эндрю Пеннингтон — спекулянт, нечистый на руку делец и потенциальный убийца, богачка мисс Ван Скулер -клептоманка, писательница миссис Оттерборн — алкоголичка, а двое влюбленных, Джекки и Симон, — соучастники преступления, составившие и осуществившие план убийства Линнет. Таким образом оказывается, что симпатии читателя могут быть отданы, помимо Пуаро, только тем, кто расположен на более низкой ступеньке социальной лестницы.

Писательница несомненно поборница справедливости, но в ее трактовке справедливость обретает внесоциальной и даже космический характер. Розали Оттерборн, видя красивую, богатую и счастливую Линнет, говорит о том, что для одного человека такое сочетание — перебор. В какой-то степени сходны чувства испытывает и сам Пуаро.

Становясь случайным свидетелем свидания Симона и Джекки, он думает, что слишком сильная любовь может обернуться и злом. И в данном случае перед нами своеобразный космизм.

Идеалы Агаты Кристи-умеренность и справедливость. Придерживаясь своеобразной философии золотой середины, она считает, что не следует гиперболизировать ни социальные, ни психологические установки. Это может привести только к трагедии.

В этом плане она не отличается тем социальным радикализмом, который сейчас свойствен другим мастерам жанра. Ведь современный детектив порой остро политичен, и тут. Пожалуй, наиболее показательны итальянская литературу и кинематограф.

Судьба произведений А. Кристи в кино весьма своеобразна. Сегодня количество экранизаций исчисляется единицами. Может быть, это связано с центральными персонажем, Пуаро, не слишком привлекательным для звезд современного зарубежного кино.

Он небольшого роста, с непримечательной внешностью, и идеи его не отличаются большой оригинальностью.

А может быть, известность писательницы, ее грандиозная популярность делала экранизации невыгодными, ибо требовались слишком большие затраты на право пользоваться сюжетом. А когда кинофирмы дерзнули на это, то развитие жанра приняло иное направление.

Но как бы то ни было, лед тронулся. В 1945 году Р. Клер перенес на экран «Десять негритят».Затем свою версию прочтения этого же романа предложили зрителям режиссеры Д. Поллак и П. Коллинас. В 1957 году вышел замечательный фильм Б. Уайдлера «Свидетель обвинения» с Марлен Дитрих и Чарльзом Лаутоном. В 1963 году Д. Поллак ставит фильм «Убийство галопом», где в роли мисс Марпл выступила прекрасная английская актриса Маргарет Рутерфорд.

В 1966 году режиссер Ф. Тешлин экранизировал «Убийство по алфавиту», в котором роль Пуаро сыграл известный американский актер Тони Рендел.

В 1974 году американский режиссер С. Люммет поставил «Убийство В Восточном экспрессе», собрав в своем фильме целое созвездие актеров разных поколений. Здесь и патриарх английского кино Джон Гилгуд, и актриса старшего поколения Уэнди Хиллер, и Ингрид Бергман, и более молодые — Альберт Финни (в роли Эркюля Пуаро), Энтони Перкинс, Ванесса Редгрейв. В 1975 году появляется новая версия «Десяти негритят» с Шарлем Азнавуром. Английский режиссер Д. Гиллермин в 1978 году ставит фильм «Смерть на Ниле» (в советском прокате «Роковое путешествие») с Питером Устиновым в роли Пуаро.

В самом начале восьмидесятых годов Элизабет Тейлор и Кми Новак — две звезды американского экрана снялись в фильме «Зеркало треснуло» режиссера Г. Гамильтона.

Советские кинематографисты тоже не обошли вниманием сюжеты знаменитой писательницы. Так, в 1984 году режиссер Е. Дербенев создает фильм «Тайна «Черных дроздов» по роману «Карман, полный ржи». Спустя несколько лет, в 1988 году на наших экранах появилась картина С. Говорухина «Десять негритят».

Однако при всей напряженности интриги эти ленты не стали заметным явлением.

Характерно, что фильмы по произведениям Агаты Кристи вызывают зрительский интерес не в силу режиссерских замыслов, а в основном благодаря ансамблю прекрасных актеров. Кристи не столько автор приключенческих романов, сколько исследователь психологических аспектов современного ей общества. И это, по-видимому, залог того, что ее экранное время еще впереди.

Автор статьи: Б. Смирнов

Кн. изд. всесоюзное творческо-производственное объединение «киноцентр» Ленинград 1990 г.


Герои Агаты Кристи на экране, творчество Агаты Кристи (Кристи Агата)