Герман Гессе (Хессе, 1877- 1962) – один из крупнейших мастеров интеллектуально-философской прозы

Он опубликовал свои первые книги в 1899 г. Вскоре появился его первый роман – “Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера” (1901) – неоромантическое произведение, в котором эстет, романтическая личность противопоставляется миру обывателей. Произведение строилось как сочетание прозы, стихов, дневника героя. Известность приходит к писателю после выхода в свет второго романа – “Петер Каменцинд” (1901), где на автобиографическом материале раскрывается тема стремления человека к цельности и совершенству.

Проблеме противостояния

таланта и буржуазного мира посвящена повесть “Под колесом” (1906). Это произведение создано в реалистической манере, в которой угадывается влияние любимого писателем Г.

Келлера. Сатирически показан дух школы-казармы. Герой повести, юноша Ганс Гибенрат, под влиянием друга Гейльнера, бунтаря и поэтической натуры, бежавшего из семинарии, начинает осознавать все бездушие обывательского уклада жизни, но сил для протеста у него нет: возвращаясь с первой в жизни попойки, он, преднамеренно или по воле нелепого случая, тонет в реке. Важным этапом в жизни Гессе стало его путешествие в Индию в 1911 г. Индийская

тема, размышления над идеями буддизма присутствуют в его путевых записках “Из Индии” (1913), философской повести “Сиддхарта” (1922).

Первая мировая война укрепила писателя на позициях пацифизма.

Всю оставшуюся жизнь он прожил в Швейцарии, которую почти не затронули катастрофические события мировых войн. Пройдя курс лечения психоанализом у К. Г. Юнга, Гессе увлекся идеями юнгианской “глубинной психологии”, которые в большой мере присутствуют в разработанной писателем концепции “пути внутрь” как способе преодолеть противоречия жизни и через обращение к первоначалам подняться на более высокую ступень совершенства. В его произведениях усложняется композиция, расширяется использование символов, сновидческих и мистических образов.

Поворотным стал роман “Демиан” (1919), вышедший под псевдонимом Эмиль Синклер, от имени которого ведется повествование.

Синклер, осознавший противоречие между показной нравственностью и реальной пошлостью окружающих его обывателей, тянется к Демиану, идущему по пути поисков истины. Кажется, что это путь изгоя, отмеченного “каиновой печатью”.

Но, по мысли автора, именно таким одиночкам дано предугадать пути к будущему, в котором “отцовский” принцип жестких законов сменится “материнским” принципом любви и единения. Постепенно образы Синклера и Демиана сливаются. Несмотря на сложность стиля, роман стал культовым для молодого поколения.

Т. Манн сравнивал впечатление, произведенное им, с тем воздействием, которое произвел роман Гете “Страдания юного Вертера” на молодых людей конца XVIII в. Одно из наиболее значительных произведений Гессе – философский роман “Степной волк” (1927). Его герой – интеллигент, пацифист Гарри Галлер становится одиночкой, “степным волком”, живущим вне “стада” обывателей.

Гессе необычайно усложняет повествование, вводя в него мотив игры: кульминационные события, утрачивая реальность, разворачиваются в некоем “магическом театре”, мистическое и веселое сливаются. “Бессмертные”, среди которых Гете и Моцарт, помогают Галлеру преодолеть одиночество и вернуться к людям. Близкие мотивы, образы, приемы, но на новом уровне создают ткань самого известного произведения Гессе – философского романа “Игра в бисер” (1943). Он посвящен “паломникам в страну Востока”.

Этот образ взят из повести Гессе “Паломничество в страну Востока” (1930), где Восток – не какая-то реальная страна или регион, а присутствующий всюду и нигде конкретно мир романтики, гармонии, идеала, добра. “Игра в бисер” написана якобы Магистром Игры государства Касталия хронистом Иозефом Кнехтом в далеком будущем.

XX в. в его записках вспоминается как “фельетоническая эпоха”, утратившая всякую духовность. В Касталии, напротив, царит культ Духа, достигнут полный отказ от прагматизма.

Высшее воплощение этого культа – Игра в бисер: “Игра в бисер есть игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры, мастер играет ими, подобно тому как в эпоху расцвета живописи художник играл красками своей палитры”. Кнехт осознает гибельность такого отрыва от жизни и бежит из Касталии. Но, став воспитателем сына своего друга юности Дезиньори, он не успевает воплотить свой план: соревнуясь с учеником в плавании, он тонет в горном озере.

Используя черты притчи, параболы, утопии, антиутопии, сатиры, памфлета и других жанров, Гессе, как в музыкальной партитуре, сплавляет их в философский роман, ставя вопрос о взаимоотношении высокой культуры и обыденной жизни, не давая его решения, а обозначая его сложность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герман Гессе (Хессе, 1877- 1962) – один из крупнейших мастеров интеллектуально-философской прозы