Генрих Белль «Путник, когда ты придешь в Спа…» Высокий антивоенный и гуманистический пафос произведения
Показать антигуманный, противоестественный характер войны на основе описания судьбы искалеченного юноши-солдата; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; развивать связную речь учеников; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Наверное, каждый человек, который едва лишь закончил школу, еще много раз будет вспоминать ее в деталях, считая школу своеобразным
Пересказ эпизода «Встреча юного солдата со своей гимназией».
Выяснить, Почему избрана форма пересказа от первого или от третьего лица. (От 1-го — легче воссоздать текст, но сложно пересказывать события от лица тяжелораненого).
II. Формирование новых знаний, умений и навыков учеников.
1. Беседа с элементами текстологического анализа.
Почему автор рассказывает именно о солдате-юноше, который едва лишь закончил гимназию? Почему
Как вы считаете, в каком направлении шло формирование личности с помощью этой наглядности? Можем ли мы сказать, что все это действительно навсегда врезалось в сердце юноши, в определенной мере повлияло на его личность? (С одной стороны, он пошел воевать, чтобы увидеть свое имя на доске павших, обрамленное в камень; с другой — понимает, что все гимназии укомплектованы одинаково. Он был бы обычным мальчиком, если бы из него не старались сделать героя и супермена; он любил молоко и пробовал курить сигареты).
Почему юноша не узнал родной гимназии? (Так как его волновало два вопроса: как его ранили и где он; эти переживания отодвинули на второй план детские воспоминания). Вспомните, какие слова служат названием для рассказа. Можно ли сказать, что это название является в определенной мере символическим? Почему надпись оборвана на полуслове?
Прочитайте, каким увидел себя в стекле лампочки герой. Сколько описаний героя содержится в произведении? («Такой худенький, белый, узкий свиток марли, будто химерический, хрупкий кокон» и когда повязки размотали). Проникаются ли окружающие страданиями и ужасным психологическим состоянием этого юноши?
Какие слова свидетельствуют, что к такому уже привыкли? («Остаток», «врач только пожал плечами»). Как вы считаете, что произошло с героем потом? Какая связь вы видите между описанием судьбы искалеченного, разочарованного войной героя и оборванной цитатой эпитафии?
Как вы думаете, почему герой, попав в родной город, совсем не вспоминает о родителях, о родных?
2. Развитие языка.
1) Задача по выбору.
А) Вы — автор картины или коллажа по мотивам рассказа. Опишите
цветной фон событий в рассказе. Какие цвета создают символику событий?
Б) Вы — звукорежиссер радиотрансляции рассказа. Проанализируйте звуковой фон рассказа.
2) Задача по группам (коллективное творчество).
Опишите послевоенную встречу учеников этого класса. Все ли они избрали одинаковый путь?
Как вы считаете, что самое страшное в судьбе этого юноши?
К какому выводу вы можете прийти, если сравните его судьбу с судьбой героя стиха А. Твардовского «Я убит под Ржевом…»? Можно ли назвать персонажа рассказа Белля героем войны?
ІІІ. Подведение итогов урока.
Учитель. Война — антиестественное, антигуманное явление не только для конкретного человека, но и для всего человечества. Война самая страшная особенно для юных, так как искалечивает не только тело, но и душу, отбирает
Мечты. Бессмысленная война, когда человек становится орудием в руках агрессивных политиков, пропаганда войны, военного духа — преступление. Когда человек защищает Отчизну, близких, его гибель почетная, она достойна уважения.
Нельзя забывать об этих ужасных событиях, чтобы они не повторились.
IV. ДОмашняя задача.
«Мой голос против войны» — произведение-миниатюра или рисунок на эту тему. Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (вступление и довоенная жизнь Андрея Соколова).
Подготовить сообщение о М. Шолохове (индивидуальная задача).