Генрик Ибсен драматург, творец социально-психологической драмы



Первые его пьесы, написанные в национально-романтическом духе. Главной темой была борьба Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого. Там действовали героические личности, изображались сильные страсти и необыкновенные коллизии. (“Кабилина”, “Иванова ночь”, “Борьба за престол”, “Фру Ингер из Естрота” и др.).

И со временем Ибсен отходит от давних героических сказов и далекого прошлого Норвегии, он обращается в большинстве своих пьес к современности, ее проблемам, ее характерам. Так появляются

драмы “Бранд”, “Пер Гюнт”, “Союз молодежи”, “Кукольный дом”, “Призраки”, “Враг народа” и др. Некоторые из этих произведений (“Бранд” и “Пер Гюнт”) еще не являются реалистическими, они будто завершают романтический период творчества Ибсена и передуют новому – реалистическому. В них поднимается вопрос о призвании человека, о ее назначении на земле, об ответственности перед людьми.

В “Бранде” мы видим романтически необыкновенную фигуру главного героя, колоритные второстепенные образа, пасмурные пейзажи; “Пер Гюнт” тесно связанный с народным творчеством,

с миром сказки; обе пьесы насыщены символикой. Все это и роднит их с романтизмом.

Тем не менее, уже здесь дается ряд реалистических сцен и обобщений, сатирически изображается чиновничество, духовенство, господствующие классы. Это сближает эти пьесы с реализмом. Именно эти два произведений сделали имени Ибсена общеизвестными.

Наибольшей популярностью среди реалистических пьес пользовалась и пользуется по сегодня социально-психологическая драма “Кукольный дом” (“Нора”). Как известно, характерной особенностью ибсенивских драм есть то, что они подают, будто последний этап жизненной драмы. Важнейшие событие вынесенные в прошлое, в предысторию пьесы.

Все главные герои Ибсена сохраняют какую-то заветную тайну, и она постепенно приоткрывается зрителям (“Столбы общества”, “Росмерсхольм” и др.). Таким образом, вся пьеса превращается на картину расплаты за то, что было совершенно героем или героиней когда-то давно, будь это преступление или обычная ошибка.

Именно так строится “Кукольный дом”. Семейная жизнь Гельмерив извне не омраченное ничем. Адвокат, кажется, обожествляет свою привлекательную, нежную, покорную жену Нору, беспокоится о ней, лишь слегка смеется над ней и изредка упрекает за чрезмерную трату денег. Тем не менее, очень быстро выясняется, что это “семейное счастье и благополучие” не что другое, как фальшь и лицемерие.

Норе не разрешаеться иметь свои взгляды, мысли, вкусы, она должны подчиняться мужчине, который постоянно напоминает ей о своем высочестве.

Гельмер и не подозревает, что в их браке наибольшие испытания и заботы уже обжиги на судьбу жены. Чтобы спасти, мужчины, который заболел на туберкулез в первый же год их общей жизни, чтобы отвезти его на лечение к Италии, Нора тайно берет деньги у ростовщика. По закону того времени женщина не имела права взять деньги под вексель – за нее должен был поручиться мужчина.

Нора поставила под векселем имени своего тяжелобольного отца. Учитывая закон, она подделала вексель.

Конечно, что на это преступление толкнуло Нору ее любви к мужчине. (Это событие вынесено в прошлое, и именно она есть “святой” тайной Норы).

И вот теперь ростовщик Крогстад терроризирует, грозится ей тюрьмой, требует места в банке, где директором становится ее муж. Нора ужасно боится, что ее тайна будет раскрыта, но вынуждена притворяться счастливой женой-“куколкой”. Собственно, этот глубокий контраст между внешним поведением и настоящими переживаниями героини и лежит в основе пьесы.

Нора надеется па “чудо”. Она думает, что ее сильный, влиятельный мужчина спасет ее, поддержит в беде. И адвокат Гельмер, получив письмо от шантажиста Крогстада, бросается на жену с обвинением. По его мнению, она преступница, Гельмер обещает ей запретить общение с детьми и страшное, преисполненное унижений жизни в его доме.

Эгоист, Гельмер забывает о причине, которая толкнула Нору на этот поступок.

Произошло так, что Крогстад, под влиянием любимой женщины, уничтожает вексель Норы и отказывается от своих намерений. Гельмер счастливый, он снова называет свою жену “куколкой”, “пташечкою”. Тем не менее, Нора не имеет душевного покоя и перерывает поток нежности мужчины и предлагает сесть и спокойно выяснить, что же состоялось.

Вот здесь проявляется еще одна характерная особенность пьес Ибсена – наличие в них дискуссий, длинных споров, которые имеют идейный принципиальный характер. Герои самые обсуждают и объясняют то, что произошло (из пьесы-“дискуссии”).

Что же выясняется из спора Норы и ее мужа? Их брак некогда не был счастливым браком двух равных, любящих людей. Между ними была бездна, которая прикрывалась фальшью и лицемерием, Нора вместе с Ибсеном разбивает все доводы Гельмера на защиту подобной семьи.

Нора идет от мужчины, бросая трех детей.

Подобный финал пьесы, конечно ж, вызвал жестокие нападки на Ибсена. Его героиню предъявляли обвинение в легкомысленности, его самого в стремлении свести клевету на такой важный в обществе акт, как брак и разрушить семью.

Были и те, кто считал финал пьесы неестественном, утверждали, что никакая мать не покинет своих детей. Ибсен даже вынужденный был написать другой конец драмы, но при первой же возможности отстоял предыдущий финал.

Итак, в пьесе “Кукольный дом” норвежский драматург с проникновенным психологизмом показывает духовный бунт женщины, ее протест против лживой морали общества (кстати, эта проблема еще раз была поднята Ибсеном в пьесе “Призраки”).

В поздних драмах автора (“Дикая качка”, “Росмерсхольм”, “Женщина из моря”, “Гедда Габлер”, “Строитель Сольнес”, “Маленький Ейольф” и др.) углубляет психологизм, приобретая иногда кое-что утонченного характера, и гуманизм, активное сочуствие людям. В то же время для этих пьес характерный некоторый отход от реализма: слабеет социальное звучание, пьесы приобретают камерный характер, изысканности. Очень часто это больные, надломленные люди.

Любимой темой Ибсена становится – трагедия старости или угасание таланта. Объясняется тяга Ибсена к символике, и вдобавок его символы все чаще теряют реалистическое содержание и все больше становятся похожими на символы в символистской литературе – неисчерпаемые, не разгаданные до конца. Финалы пьес становятся слишком аллегорическими: гордые, одинокие герои, которые стремятся морального и творческого возрождения, гибнут на высоких вершинах, далеко от гурьбы.

Тем не менее, даже при всем индивидуализме положительных героев Ибсена, это всегда высоконравственные личности, которые стремятся к добру. (Бранд, Стопман, Росмер, Фру Ажвинг и т. д.).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Генрик Ибсен драматург, творец социально-психологической драмы