Гаврила Романович Державин

Родился 14 июля 1743 года в Казани или в одной из ближних деревушек, принадлежавших отцу. Если верить “Запискам”, то первое слово, которое он произнес, когда ему исполнился всего лишь год, было: “Бог!”. Державина учили ссыльный каторжник из немцев Иосиф Розе, невежественный и жестокий, затем гарнизонный “школьник” Лебедев и артиллерии штык-юнкер Полетаев… Державин был понятлив, умел с четырех лет читать по-русски и по-церковно-славянски, от Розе выучился немецкому языку, хорошо рисовал, неплохо чертил.

Отец Державина, Роман

Николаевич, бедный дворянин, вынужденный служить офицером невысокого чина, пытался определить сына в высшее дворянское учебное заведение – Петербургский шляхетный корпус, но не хватило денег. А в 1754 году отец умер.

Мать устроила Гаврилу и его брата в Казанскую гимназию. Он и здесь учился очень хорошо и получил от тамошнего отнюдь не блестящего образования больше, чем оно могло дать: директор гимназии Веревкин заметил способного студента и взял его в экспедицию по раскопкам и описанию развалин древнего города Болгары с целью “сыскать там каких только можно древностей”. План и виды ханского дворца,

каланчи с подземными ходами, списки с надписей гробниц, археологические находки… – все это нужно было вычертить, нарисовать и описать.

Может быть, такая интересная работа и стала первым литературным трудом будущего автора “Фелицы”.

Но кончить гимназию не пришлось: Державина призвали на военную службу. И не офицером, как принято среди дворян, а простым рядовым. Державин служил в Преображенском гвардейском полку.

Приходилось выполнять всякую работу вместе с обычными солдатами, жить в казарме, писать за малограмотных сослуживцев письма домой особым языком, на солдатский манер. Первые его стихи, сатирические куплеты, сочиненные без всяких правил, имели успех, их еще долго распевали в гвардейских полках.

Спустя десять лето после начала солдатской службы, уже получив первый офицерский чин, Державин осуществляет решительный поворот в своей карьере: по своему желанию участвует в подавлении пугачевского восстания. Потом служба в сенате, назначение губернатором в Петрозаводск, переход на губернаторство в Тамбов, после небольшой вынужденной передышки назначение личным секретарем Екатерины II, затем, уже при Павле, самые разные должности в сенате и Совете при высочайшем дворе, наконец, при Александре I, Державин – министр юстиции. И вдруг в 1803 году, опять-таки по своему желанию, уходит в отставку…

К тому времени поэт уже твердо знал, что слово – главное его дело. Сочинение стихов помогало Державину часто.

Порою и мешало… Так, из-за сатирических куплетов,. видимо, задевавших самолюбие начальства, имя юного гвардейца несколько раз вычеркивали из списков представленных к офицерскому званию. Позднее, когда Екатерина прочла в рукописи стихотворение “Властителям и судиям”, Державина могли ожидать большие неприятности по обвинению в том, что он пишет “якобинские стихи”.

Да и первую прославившую его оду “Фелица” (1782) друзья не советовали автору не то что печатать, а даже показывать кому-либо. Но Екатерина, прочитав оду и “узнав” в Фелице себя, наградила Державина подарком – осыпанной бриллиантами табакеркой с червонцами. Ода была напечатана, а Державин стал знаменит.

Чтобы понять Державина, поэта и человека, нужно без конца перечитывать его оду “Бог”.

Он писал ее с 1780 по 1784 год. К тому времени он был уже известным поэтом, автором таких шедевров, как “На смерть князя Мещерского”, “На рождение в Севере порфирородного отрока”, “Ключ”, “Кружка”, “Фелица”. Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества (Державину в тот момент был 41 год) послужили ему достаточной опорой для создания своей лучшей религиозной и философской оды, которая стала и его поэтическим манифестом.

Затем Державин пишет такие замечательные стихи как “На смерть князя Мещерского” (1779), “К первому соседу” (1780), “Водопад” (1794), “Венец бессмертия” (1798) и его продолжение – “Русские девушки” (1799).

Оглядываясь на свое творчество, Державин написал “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде” (1807-1816). В 1812 году Державин создал стихотворную сказку “Царь-девица”, целиком построенную на образах русского фольклора. Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений (“Анакреонтические песни” в 1804 году; “Сочинения Державина”, в 4 томах, 1808; в 1816 году – дополнительный пятый том, каждый экземпляр которого Державин собственноручно подписал), диктует к ним подробные “Объяснения” (которые нужно читать вместе со стихами как некую часть державинского текста), спешит закончить автобиографические “Записки”, тоже являющиеся как бы комментарием, без которого трудно понять характер Державина-человека, почти полностью завершает “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде”, где излагает не только свою теорию, но и историю мировой лирики.

Находит в ней место и для себя, в сущности, объясняет читателю свой творческий метод и стиль. Державин теперь не царев служащий, а независимый поэт, и он делает все, чтобы читатели и другие писатели его знали и понимали. За Державина в начале века шла борьба.

Порою он сам подавал этому повод. В 1811 году в петербургском доме поэта на Фонтанке собралось на свое первое заседание общество патриотов-консерваторов в политике и литературе, возглавленное адмиралом Шишковым, – “Беседа любителей российского слова”, отстаивавшее неоклассицизм. Как член “Беседы” Державин обсуждал на заседаниях этого общества свои поэтические и теоретические труды, прежде всего “Рассуждение о лирической поэзии”.

“Беседчики” считали Державина своим, но он разошелся с ними по многим вопросам, а “Рассуждение” так и не было до конца напечатано. Державин внимательно присматривался к сентиментально-романтическому направлению в литературе начала века. С Карамзиным он всегда оставался в дружеских отношениях. В. А.

Жуковскому в одном из четверостиший даже хотел завещать свою “ветху лиру”. Всем известно, как он оценил стихи отрока А. Пушкина на царскосельском экзамене в 1815 году. И все же значение Державина в поэзии начала века долго не было понято.

А между тем его литературная позиция выражена в лучших стихах последних лет. Кроме “Анакреонтических песен”, именно в 1800 – 1810-е годы явились такие шедевры, как “Снегирь”, “Лебедь”, “Аристипова баня”, “Царь-девица” и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, – “Река времен”. Также поэт написал идиллию “Евгению.

Жизнь Званская” (1807).

Она, без сомнения, одно из самых лучших, если не лучшее создание Державина – его “золотое завещание” “золотому веку” нашей литературы. Слава его в это время была велика. В журналах начала века иногда попадаются гравюры с изображением Званки, имения Державина на берегу Волхова, где он проводил летние месяцы, где и умер в ночь с 20 на 21 июля 1816 года.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гаврила Романович Державин