“Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель”. Краткое изложение текста
Новосельцева Наталья Владимировна
Объявление
Цели:
– Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г. Р. Державина;
– Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности;
– Показать красоту стихов и разнообразие тематики.
Словарная работа:
– внутренняя жизнь,
– гений,
– добродетель,
– монарх.
Оборудование:
– портрет Державина,
– репродукция картины Ге “Пушкин читает стихи на экзамене”, В. И. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”.
Теория литературы: Ода.
Ход
I. Чтение отрывка из стихотворения Г. Р. Державина “Признание”.
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,-
Не собой блистал я – богом,
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, –
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если на победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
II. Беседа
– Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?
– От какого лица написано стихотворение?
– Что же мы узнаем об этом человеке?
(Не умел притворяться”, “важным саном надуваться”, любил чистосердечье).
– Как вы понимаете слова и выражения:
– “важным саном надуваться”,
– “философа брать вид”,
– “чистосердечье”,
– “блистал восторгом”,
– “перелить в потомки”.
III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь.
Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется “Признание”. Автором его является человек, который не умел притворяться, “важным саном надуваться”, а “любил чистосердечье”, “ум и сердце человечье”. Гаврила Роман (бессмертное произведение)ович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века.
О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке.
– Запишите тему в тетрадь.
IV. Знакомство с биографией писателя.
1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова.
Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии.
Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй.
В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II, был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Роман (бессмертное произведение)ович Державин.
– Какова же биография этого человека? С каким запасом знаний прибыл Державин в полк?
V. Сообщения учащихся.
После домашней подготовки, весьма поверхностной, он был отдан и казанскую гимназию, где считался одним из лучших учеников. И хотя дворянских детей обучали, прежде всего, фехтованию, музыке и танцам, Державин вполне основательно овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать произведения иностранных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России но и в Германии. Гимназия познакомила юношу и с правилами русского стихосложения, установленными Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Ломоносом! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто.
VI. Теория литературы
Ода – торжественное, прославляющее стихотворение.
VII. Первые оды. Ода “Фелица”.
В конце семидесятых годов в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. Гаврила Роман (бессмертное произведение)ович не предполагал, что одна из его од, написанных в манере простой и непринужденной, привлечет всеобщее внимание к ее автору. Название. оды – “Фелица” – поэт позаимствовал из нравоучительного произведения Екатерины Второй “Сказка о царевиче
Хлоре”. Под его пером фантастическая “царевна киргиз – кайсацкия орды” превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая.
Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. Людям неглупым, открытым ода нравилась; у придворных ханжей она вызывала возмущение. Обсуждалась “Фелица” и в стенах Академии наук.
В 1783 году ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале “Собеседник любителей российского слова”. Г. Р. Державин в своем произведении создает образ просвещенной правительницы, матери народов, которую хотел видеть в Екатерине II.
Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь; …
Ода получила “высочайшее одобрение”, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи.
VIII. Губернаторская деятельность.
Встречались и на этой дороге трудности, но то были трудности не безвестного солдата или чиновника, а олонецкого, тамбовского губернатора, затем – государственного секретаря и министра юстиции. “Будь на троне человек!”- призывал Державин царей, и к чести поэта следует сказать, что сам он искренне стремился остаться человеком на высоких постах, которые занимал. А это было в его эпоху наиболее трудным. Быть человеком означало для Державина “змеей пред троном не сгибаться, стоять – и правду говорить”; быть человеком означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависела от решений государственного сановника.
В 1784 году – правитель Олонецкой губернии. Русский Север не видывал столь необычного губернатора, который мог оседлать коня и лесной глухоманью, бездорожною тундрой добираться до самых отдаленных поселков, чтобы вскрыть злоупотребления местного начальства, облегчить налоговое бремя крестьян, схватить за руку чиновника-лихоимца. По Онежскому озеру, по грозному в непогоду Белому морю губернатор бесстрашно отправлялся в путь на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности.
Но такой губернатор пришелся не по душе местным властям, и Г. Р. Державин возвращается в Петербург.
А в 1785 году новое назначение в Тамбов.
IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове.
(Коровина В. Я. “Читаем, думаем, спорим…”. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998.- с.44)
Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно.
Теперь он доказал, что причиной его олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым.
Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные экземпляры указов и прочих узаконений. (По этому поводу Державин писал одному знакомому: “В здешней губернии великий недостаток в законах; безызвестно, были ли они когда здесь в употреблении”.) По части финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных.
Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были улучшены, и ужасное положение колодников облегчено (за что начальство выразило Державину “род некоторого неудовольствия”).
Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения существовали в Тамбове: духовная семинария – для детей духовенства, а для всех прочих сословий – гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено правительством; существовала лачуга, для того предназначенная. Но дальше этого дело не двигалось.
Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо составленной программой, было открыто; для него куплен Дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи, ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя. Кроме губернского училища, были открыты еще и уездные – в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске.
Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений, мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на Державина.)
… (Вскоре) положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и концертами.
… Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с начальством ссорится. Державиных стали травить…
Как губернатора дни его были сочтены… Губернаторство кончилось.
Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”, чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”.
X. Чтение стихотворения “Дар”.
ДАР
“Вот, – сказал мне Аполлон,-
Я даю тебе ту лиру,
Коей нежный, звучный тон
Может быть приятен миру.
Пой вельможей и царей,
Коль захочешь быть им нравен;
Лирою чрез них ты сей
Можешь быть богат и славен.
Если ж пышность, сан, богатство
Не по склонностям твоим,
Пой любовь, покой, приятство:
Будешь красотой любим”.
Взял я лиру и запел, –
Струны правду зазвучали,
‘ Кто внимать мне захотел?
Лишь красавицы внимали. …
.Державин был, по собственному определению, “горяч и в правде черт”, дерзал говорить Екатерине, что “она за всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу – что правда лишь над вселенной царь; Александру – что был на троне человек”.
XI. Чтение и анализ стихотворения “Властителям и судьям”.
1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся.
2) Беседа.
– Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”?
– Чем же заняты эти люди на самом деле?
– Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?
– К кому обращается в последних строках стихотворения Г. Р. Державин? Почему?
XII. Тематика поэзии Державина.
Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил.
Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г. Р. Державин нашел поэзию.
Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и ее полководцев (Суворов, Потемкин, Румянцев).
О радость! Муза! Дай мне лиру,
Да вновь Суворова пою!
Как слышен гром за громом миру,
Да слышит всяк, так песнь мою!
Побед его плененный слухом,
Лечу за ним я духом
Чрез долы, холмы и леса;
(“На переход Альпийских гор”)
…О! исполать вам, вои,
Бессмертные герои,
Румянцев и Суворов,
За столько славных боев:
Мы в память вашу пьем…
(“Заздравный орел”).
Восхищается красотой окружающей природы.
…Источник шумный и прозрачный,
Текущий с горной высоты,
…………………………….
Ты чист – и восхищаешь взоры,
Ты быстр – и утешаешь слух;
Как серна, скачуща на горы,
Так мой к тебе стремится дух,
Желаньем петь тебя горящий….
(“Ключ”)
Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы.
Чтение стихотворения “Русские девушки”
XIII. Новаторство в поэзии Державина.
Все вышесказанное о поэзии Державина делает ее неповторимой, уникальной.
Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового.
Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой.
Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж.
Прекрасное сумел увидеть в обыденном.
XIV. Державин – наставник молодых поэтов.
Пушкин с воодушевлением вспоминает о присутствии старого вельможи на экзамене в январе 1815 года:
“Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности.
Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.
Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…
Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…”
Державин был восхищен сочинением Пушкина и увидел в нем будущее России.
А о своем наследии, бессмертии Державин напишет в стихотворении “Памятник”
Выразительное чтение стихотворения “Памятник”.