“Футлярные” люди (Чехов А. П.)
Образ “футлярного” человека впервые встретился мне на страницах рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Центральной фигурой в этом рассказе является Беликов, по своей воле изолировавшийся от жизни общества, проявления чувств, всего того, что делает жизнь жизнью.
Беликов не живет, он просто сущетсвует. Держит в страхе весь город, в том числе и гимназию, хотя сам по себе он тихий и боязливый. Попытка женить его кажется смешной – Беликов слишком оторван от окружающего мира, слишком глубоко ушел в свой “футляр”.
Когда
Да и вам Беликов достиг своего идеала, недаром главный герой рассказа говорит, что выражение покойника было такое, словно он рад своему новому “футляру”, откуда его уже никто не сможет достать.
Другой пример “футлярного” образа – помещик Николай Иванович Чимша-Гималайский, основной герой рассказа “Крыжовник”. Он сам заключил себя в “футляр” из-за мечты о собственной усадьбе. Чем больше он
В конце концов Николай Иванович реализует свою мечту, но, как с горечью подмечает его брат, сам он стал больше похожим на животное, чем на человека.
И, наконец, третий тип “футлярного” человека, мастерски изображенный Чеховым, – помещик Алехин. Алехин – умный и образованный мужчина, но и у него есть свой “футляр”. Он влюбляется в Анну Алексеевну, которая, к сожалению, уже замужем. Эта любовь взаимна, однако герои страшатся ее показать.
Их пугают те печали и горести, которые будут их ждать, если они отважатся открыто показать свои чувства. Их “футлярная” жизнь – это будничное, скучное, но спокойное существование. Только когда Анна Алексеевна и Алехин расстаются навсегда, он понимает, как мелочны были их страхи.
Практически каждый человек заключен в свой “футляр”. И по сей день мелочные предрассудки, низменные мечты и боязнь внешнего мира заставляют людей уходить глубоко в себя, мешают им жить по-настоящему.
Related posts:
- Кто такие “футлярные люди”? (по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник”) Человеку нужно не три аршина земли… А весь земной шар. А. Чехов. Крыжовник В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. […]...
- Кто такие “футлярные люди”? Человеку нужно не три аршина земли… А весь земной шар. А. Чехов. Крыжовник В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. […]...
- Пересказ “О любви” вкратце (Чехов А. П.) Все произведение построено на рассказе Алехина о его любви. В начале он задается вопросами, как зарождается любовь, и почему русский народ не может просто наслаждаться ею, а постоянно придумывает проблемы. Далее Алехин начинает рассказывать о его прошлом, о знакомстве с Дмитрием Лугановичем и его женой Анной Алексеевной. (Знакомство произошло так: Алехин, с целью вернуть долг […]...
- Краткий пересказ рассказа Человек в футляре (Чехов А. П.) Рассказ “Человек в футляре” Главные герои: Беликов – (Человек в футляре) учитель греческого языка в гимназии Буркин – рассказчик, работает учителем в той же гимназии Краткое содержание: Повествование ведется от лица Буркина, который после охоты рассказывает ветеринару Ивану Иванычу историю о своем коллеге Беликове. Вся жизнь этого чудно’го учителя строится по принципу : “как бы […]...
- Краткое изложение Человек в футляре А. П. Чехов А. П. Чехов Человек в футляре Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии. Беликов был известен тем, что “даже […]...
- Исчерпала ли себя тема футлярной жизни? Что может стать для человека футляром в наши дни? (Чехов А. П.) Футлярная жизнь – это то, что никогда не сможет исчерпать себя, проблема, которая будет существовать все время пока существуют люди. Она исчерпала бы себя только тогда если бы люди были все одинаковые, с одинаковыми чертами характера, мыслями, мировоззрением и так далее, но, все мы различны и еще очень многие создают себе свой собственный футляр, считая […]...
- Краткое содержание О любви в сокращении (Чехов А. П.) (1898г.) Иван Иванович и Буркин заночевали в усадьбе Алехина, а утром за завтраком хозяин рассказал гостям историю своей любви. Алехин приехал в отцовское поместье сразу после окончания университета. Отец после своей смерти оставил много долгов, и Алехин считал своей обязанностью поправить дела усадьбы. Вскоре его выбрали в мировые почетные судьи. Чтобы присутствовать на заседаниях окружного […]...
- “Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней” (К. И. Чуковский) (по рассказам А. П. Чехова) Антон Павлович Чехов – поразительный писатель. Его пьесы и рассказы не перестают интересовать умы многих поколений. Чехов обладал удивительно тонкой душой, сильно чувствовавшей несовершенство мира. Показывая в своих рассказах всю пошлость и ужас окружающей его действительности, писатель призывал людей одуматься, стать умнее, человечнее. В 1898 году Чеховым были написаны три рассказа, связанных между собой героями […]...
- Пересказ рассказа О любви (Чехов А. П.) Рассказ “О любви” входит в своеобразную трилогию вместе с еще двумя рассказами Антона Павловича Чехова – “Крыжовник” и “Человек в футляре”. Их объединяют главные герои. Они везде одни и те же. В рассказе “О любви” главным выступает небогатый помещик, который рассказывает свою историю двоим гостям. Его звали Алехин. Он был образованным человеком и любил науку. […]...
- Краткое содержание О любви Антон Чехов А. П. Чехов О любви Пелагея, красивая горничная Алехина, влюблена в повара Никанора, пьяницу и хулигана, но, тем не менее, настолько набожного человека, что он не согласен жить с Пелагеей, не заключив законный брак. Сама же горничная не хочет замуж за Никанора, тот сердится на нее и даже бьет. Алехин рассуждает о том, что в […]...
- Краткое содержание “Человек в футляре” Чехов На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники: ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Они рассказывают разные истории, делятся своими впечатлениями относительно жены старосты, Мавры, которая ведет крайне замкнутый и уединенный образ жизни, выходя из дома только по ночам. Буркин вспоминает, как в их гимназии работал учитель […]...
- О “Маленькой трилогии” А. П. Чехова В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа – “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, объединенных не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией (“рассказ в рассказе”). Уже само название первого произведения этого цикла знаменательно. Оно построено на явном противопоставлении, антитезе: человек и футляр. Беликов прячется от мира, максимально ограничивая свое пространство, […]...
- “Настоящий писатель что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям XIX века) Сквозные темы “Настоящий писатель что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям XIX века) Люди всегда хотели заглянуть в будущее. За завесой неведомого им мерцала неуловимая истина. Предупрежденный – вооружен, и люди жаждали получить это предупреждение, даже там, где это было невозможно. И рыдала жрица Аполлона […]...
- Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, которые воспринимаются как “маленькая трилогия”, ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией (“рассказ в рассказе”). Уже само название первого произведения из этого цикла знаменательно. Оно построено на явном противопоставлении, антитезе: человек и футляр. Беликов […]...
- “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям Н. А. Некрасова) Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям Н. А. Некрасова) Николай Алексеевич Некрасов не был модным поэтом, но был любимым автором для многих. Да, был и остается до сих пор любимым современными […]...
- Краткое содержание Крыжовник в сокращении (Чехов А. П.) (1898г.) Идут по полю старые товарищи Иван Иванович и Буркин. Уже виднеется село Мироносицкое, но начинается дождь, и они решают зайти в гости к знакомому помещику Алехину Павлу Константинычу, усадьба которого находится совсем рядом в селе Софьино. Алехин радостно встречает гостей. Умывшись и переодевшись, гости располагаются за столом, и за чашкой чая Иван Иванович рассказывает […]...
- Чехов, Человек в футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как […]...
- “Счастье и радость жизни в правде…” А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. – А. П. Чехов. “Мужики”.) Жить по правде очень трудно. Особенно если общество, в котором ты живешь, насквозь фальшиво Почти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соответствует всеобщим нравственным принципам Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых “правдивых” писателей – А П. Чехова. Примерно с 1887 […]...
- Чехов – обличитель мещанства Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях желание “беречь в себе человека”. Чехов вел читателя через самое понятное и близкое для него к большим обобщающим выводам о всей системе жизни, пробуждая общественное гражданское сознание. Громким протестом против душевной пошлости “небокоптителя” выступил писатель в цикле рассказов, где созданы “типичные образы существователей”. В рассказе “Смерть чиновника” […]...
- “Футлярный” образ жизни по рассказу Человек в футляре (Чехов А. П.) Что представляет из себя “футлярная” жизнь? Слово футляр характеризует нам плотно закрытый предмет, который не пропускает в себя ни капли извне, но его обитателю, как ни странно, очень удобно там находиться. Так и “футлярные” люди живут в своем мире и никого и ничего нового к себе не подпускают. Они однажды расставили для себя свои приоритеты […]...
- Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая “Маленькая трилогия”, которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики. Наиболее гротескную картину “футлярной” жизни автор дает в […]...
- Сочинение на тему: “МОЙ М. А. БУЛГАКОВ” (“Люди как люди”) Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших загадок человеческого гения. Все без исключения его творения выделяются из огромной массы произведений XX века. Они слишком непохожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неузнанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведениях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любит человека, искренне интересуется всеми проявлениями человеческой […]...
- Как вы понимаете термин “футлярный человек”? Когда коснется наших ушей слово футляр, то сразу же нам представляется плотно закрытый предмет, где нет ни щели для проникновения воздуха, такое ощущение складывается, что и существовать в нем невозможно, но, удивительно, внутри лежит изумительная скрипка. И ей там хорошо и удобно находиться, ведь все создано для ее удобства. Так и “футлярному человеку” удобно существовать […]...
- Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в ро-мане М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.) В романе М. А. Булгакова два пласта времени. Первый – давешний, еще не распят Иисус. Второй – довоенный, 30-е годы XX века. Автор сравнивает людей в этом гигантском временном промежутке, ведь Воланд часто в прямой и косвенной форме задавался этим вопросом: “Изменились ли люди?” Сравним и мы, использовав две цитаты. “- Итак, Марк Крысобой, холодный […]...
- Человек с молоточком (Чехов А. П.) “За дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье” – эти слова сказаны героем Антона Павловича Чехова, которого я открыла для себя после визита на “Белую Дачу” – домик писателя в Ялте. Я очень много приобрела для себя, просто побродив […]...
- “Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна”. (Л. Н. Толстой) А. П. Чехов по праву считается мастером малого жанра – короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Как никто другой, он умеет вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок для своих читателей. Так как в небольшом по объему рассказе невозможны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает план художественная […]...
- Биография Александра Алехина Александр Алехин – русско-французский шахматист, родился в Москве. После русской революции в биографии Александра Алехина было получено французское гражданство. В 16 лет он получил звание мастера. Неожиданно победив Хосе Рауля Капабланку на турнире в Буэнос-Айресе, Алехин завоевал звание чемпиона мира. В 1930 году в Сан-Ремо, Италия, Алехин не проиграл на соревнованиях, в которых принимали участие […]...
- Случай из практики Новая дача В овраге Архиерей Рецензия к рассказам и повестям Чехова. (Чехов А. П.) Дом с мезонином Одним из источников повести явились впечатлениями от поездки летом 1895 года в тверское имение Турчаниновых Горка к другу, художнику И. И. Левитану, находившемуся в состоянии тяжелой душевной депрессии. Чехов наделил героя повести некоторыми чертами, близкими характеру Левитана,- “недовольством собой, неверием в свое дело”, бесприютностью, страстным стремлением передать красоту природы, “среди которой… до […]...
- “Новые” и “старые” люди по роману Что делать? (Чернышевский Н. Г.) Чернышевский написал свой роман “Что делать?” в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора. Одной из главных особенностей […]...
- А. П. Чехов и его произведения А. П.Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был 4’м ребенком в семье. 1876г. – отец разорился и убегает от кредиторов в Москву, оставив семью в Таганроге. 1879г. – Чехов заканчивает гимназию и, получив степпеньдию от купечества уезжает в Москву где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает его в 84г. Будучи […]...
- Образы “футлярных” людей в рассказах А. П. Чехова (по пьесе Чехова А. П Вишневый сад) Чехов – великий мастер короткого рассказа, обличитель мира пошлости и мещанства – в конце 90-х годов XIX века создает так называемую маленькую трилогию, в которую вошли три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. В этих рассказах, объединенных общей идеей разоблачения “футлярной” жизни, писатель выступил против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Главный […]...
- Образы “футлярных” людей в рассказах Антона Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме “маленького человека”. Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890 х гг. и состоящую […]...
- Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая “Маленькая трилогия”, которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики. Наиболее гротескную картину “футлярной” жизни автор дает в […]...
- Образ и символ по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.) Пожалуй, основным персонажем в пьесе является вишневый сад. Он дорог всем жителям имения, а особенно старшему поколению. Раневской и Гаеву сад напоминает о том времени, когда жизнь казалась веселой и безоблачной, о беззаботном детстве: Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, […]...
- Образ и характер учителя Никитина по повести Студент (Чехов А. П.) Раскрывая том Чехова с его рассказами, мы часто застаем его героев в пути. Кто едет в телеге (как в “Степи”), кто на санях (“По делам службы”), кто на пароходе (“Ариадна”). О событиях трилогии “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” читатель узнает из рассказов героев, в одном случае расположившихся после охоты на ночь в деревенском сарае, […]...
- Русская Психея. Чехов “Душечка” Эросом мы называем желание и поиск полноты. (Платон. “Пиршество”) Афродита поручила своему сыну, Эросу, чтобы тот воспламенил в Психее любовь к самому убогому из убогих мужчин на свете, однако красота девушки покорила самого Эроса. Полнейшую разработку эта тема нашла в романе римского писателя Апулея “Метаморфозы”. Аллегория пути Души, ведомой любовью, имела большое влияние на искусство […]...
- Образ маленького человека в произведениях Чехова Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича […]...
- Чем жив человек по рассказам Ионыч и Душечка (Чехов А. П.) Чем жив человек? Достаточно сложный вопрос, и ответить на него очень уж точно нельзя, можно только предположить. По этим двум произведениям, указанных в теме я могу судить, что человек жив только чувствами и смыслом жизни. Рассмотрим эти две причины отдельно для каждого произведения. Итак, рассказ А. П. Чехова “Ионыч”. В данном произведении я сумел уловить […]...
- Вся Россия по повести Палата № 6 (Чехов А. П.) План 1. Краткое введение. 2. Почему вся Россия – “Палата №6”? 3. Вывод. “При формальном же, бездушном отношении к личности, для того чтобы невинного человека лишить всех прав состояния и присудить к каторге, судье нужно только одно: время” (Иван Дмитрич) Произведение Антона Павловича Чехова “Палата №6” начинается с описания дороги к больнице и палате №6, […]...
- Сочинение по рассказу “Баран и барышня” (Чехов А. П.) Рассказ А. П. Чехова “Баран и барышня” небольшое, но глубокое произведение. Его тема актуальна для всех времен, в том числе и для нашего. Глупость, бездушие чиновника имеющего власть, бедная, зависимая девушка – эта картина встречается во все времена. Милостивый государь, скучающий от безделья, не знает, как же ему убить время? Именно убить, он ведь не […]...