Французские романы путешествий
В середине XIX века исторический приключенческий роман вытесняется романом путешествий (нередко на условном историческом фоне), но сюжетная основа остается прежней; борьба неутомимого героя с всевозможными препятствиями и кознями врагов; обретение им после многих испытаний материального благополучия и семейного счастья. В период ожесточенного колониального соперничества европейских держав, когда мир в основном уже был поделен на “сферы влияния”, когда смелые путешественники с каждым годом углублялись все дальше и дальше – в заповедные
Многочисленные приключенческие романы уснащаются красочными описаниями исследований неведомых земель и островов, экзотической природы, животного и растительного мира, своеобразного быта аборигенов. Либерально настроенные писатели не скрывают возмущения жестокостью завоевателей, утверждавших огнем и мечом свою власть в колониях. Когда речь заходит о господстве англичан в Индии, португальцев
Но больше всего достается англичанам, исконным соперникам французов в борьбе за раздел мира.
В приключенческом жанре одним из первых обратился к географической экзотике Габриель Ферри (1809-1852). Длительное пребывание в Мексике обогатило его запасом жизненных наблюдений, которые он использовал в романах, опубликованных большей частью посмертно: “Ко сталь-индеец” (1852), “Лесной бродяга” (1853) и др. Романы Ферри с яркими описаниями мексиканской природы, обитателей диких лесов и пустынь, идеализированными образами бесстрашных охотников, искателей приключений зачитывались в России до дыр.
Его произведения издавались для юношества и в начале XX века. Продолжатели этого направления Постав Эмар (1818- 1883], Луи Жаколио (1837-1890) и Луи Буссенар (1847-1910) много лет провели в путешествиях и скитаниях по разным странам, иногда совершенно неизученным и труднодоступным, Фактические данные для своих романов они черпали во многом из собственные впечатлений. Книги этих популярных писателей, привлекавшие молодежь свободолюбивыми, гуманными мотивами, занимательным сюжетом и новизной материала, скроены, в общем, по шаблону.
Достаточно прочесть два-три романа из нескольких десятков, написанных каждым автором, чтобы составить представление о его творчестве. И все же в лучших романах такого типа, несмотря на их художественные недостатки, юные читатели находили много интересного и поучительного.






Related posts:
- Ранние французские натуралисты И все-таки не Германия была в 1820-е годы центром европейского романтизма и не Великобритания. После смерти Байрона центр европейского романтизма перемещается из Англии во Францию. Французские писатели и прежде всерьез влияли на литературные судьбы Европы. Невозможно представить себе историю романтической школы без книг знаменитой писательницы, одной из самых умных и образованных женщин XIX столетия Жермены […]...
- Средневековые французские басни Фаблио Как-то раз пошел один виллан – крестьянин, говоря по-русски, – с женой в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол, Господь воздаст сторицею за всякий дар от чистого сердца. Идут мужик с бабой домой, а он и говорит, что, дескать, Буренка у нас не так чтобы много молока давала, что, если мы ее и отведем […]...
- Опасная романтика воздушных путешествий А. де Сент-Экзюпери Опасность Профессии летчика Экзюпери в полной мере испытал на себе. Дважды он попадал в аварии, из которых чудом выбирался живым. Об одной из них, пережитой им вместе с товарищем Жаном Прево во время перелета через Ливийскую пустыню, писатель рассказывал: “Мы оказались в трудном положении. Наши припасы были уничтожены. Мы остались без воды и, кроме того, […]...
- Романы Тургенева как произведения социальной значимости В первых своих опытах в прозе Тургенев шел по следам Лермонтова, от которого он взял романтический ореол вокруг своих первых печоринских героев (Андрей Колосов, Бреттер, Три портрета) и метод заостренного анекдота (Жид). Все это – рассказы 1844-1846 гг., когда Тургенев еще не перестал писать стихи. В Записках охотника, начатых в 1847 г., он освобождался от […]...
- Рассказы и романы Томаса Вулфа Видное место в литературе США 30-х годов принадлежит Томасу Вулфу (1900-1938), который также родился и вырос на юге США. Ему тоже присуща глубокая симпатия к народу. Рассказы и романы Вулфа “Обернись к дому, ангел” (1929), “О времени и о реке” (1935), посмертно изданные “Паутина и скала” (1939) и “Тебе не вернуться домой” (1940) носят в […]...
- Почему мне нравятся приключенческие романы Дюма Неумирающую традицию остросюжетного приключенческого повествования создал во Франции Александр Дюма (1802-1870), один из ярких представителей романтической школы. Начав свой путь в 1820-х годах, он участвует в борьбе молодых романтиков во главе с Виктором Гюго против Академии – цитадели косного аристократического классицизма. Антимонархическая драма “Генрих III и его двор” (1829) принесла ему первый успех. В 1850 […]...
- Исторические романы Михаила Загоскина Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). Загоскин на литературное поприще вступил еще в 1815 г. как автор комедий и в течение ряда лет написал значительное количество пьес, пользовавшихся немалым успехом (“Богданов, или Провинциал в столице”, “Вечеринка ученых”, “Благородный театр” и др.). Но широкую известность ему принес его первый исторический роман “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”. […]...
- Средневековые французские басни ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Фаблио (Fabliau ) – Средневековые французские басни (XII – начало XIV в.) О БУРЕНКЕ, ПОПОВСКОЙ КОРОВЕ Как-то раз пошел один виллан – крестьянин, говоря по-русски, – с женой в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол, Господь воздаст сторицею за всякий дар от чистого сердца. Идут мужик с бабой домой, а он и […]...
- Философские романы Леонова в условиях советской цензуры Леонид Максимович Леонов (1899-1895), прозаик и драматург, сыграл особенно большую роль в развитии философского романа 30-50-х годов XX века. Его романы в отличие от многих творений собратьев по перу достаточно регулярно появлялись в печати, пьесы (особенно “Нашествие”) шли во многих театрах Советского союза, время от времени писатель получал правительственные награды и почести. Внешне книги Леонида […]...
- Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды Артур – реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола (символ равенства). За круглым столом король оказывался […]...
- Первые романы Фуэнтеса Родился в г. Панама в семье дипломата. На протяжении 1944-1950 гг. учился в Мехико и Женеве, потом работал в мексиканском столичном университете, министерстве иностранных дел, ООН, в 1975-1977 гг. был послом Мексики в Париже, занимался журналистикой, много путешествовал по разным странам света. С литературными произведениями начал выступать с середины 50-х гг. В 1954 г. был […]...
- Средневековые французские фарсы ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Средневековые французские фарсы XV в. Адвокат Пьер Патлен (Maistre Pierre Pathelin) Адвокат Патлен жалуется Гильеметте, своей жене, что никто уже не нуждается в его услугах. В былые времена от клиентов отбою не было, теперь же он по целым неделям сидит без работы. Прежде они ни в чем себе не отказывали, а теперь вынуждены […]...
- Романы Ж. Верна Романы Ж. Верна принадлежат к произведениям, которые принято называть приключенческими. В таких произведениях много неожиданных событий, внезапных поворотов в сюжете, движущей силой которого становится приключение. Приключение почти всегда начинается из какой-то загадки. В романе “Дети капитана Гранта” такой загадкой становится найденная в желудке акулы бутылка с полустертым текстом немецкой, французским и английским языками. Чтобы разгадать […]...
- Послереволюционная русская проза и исторические романы Великие события 1914-го и последующих годов породили обильный урожай произведений, стоящих вне основной линии развития литературы и интересных в основном с информативной точки зрения. Но некоторые из них выделяются своими литературными достоинствами. В войну их появилось немного. Единственная книга участника войны, достойная упоминания, это Из писем прапорщика-артиллериста (1918) Федора Степуна. Степун – необыкновенно глубокий и […]...
- Русская поэзия конца XIX века и французские лирики Вы знаете, что лучшие русские лирики после Некрасова вернулись к романтическим мотивам двойничества, томления духа, что в их творчестве зазвучали ноты отчаяния, появилось настроение упадка. Te же мотивы легко обнаружить во французской поэзии 1860-1880-х годов. Выдающийся лирик Шарль Бодлер (1821-1867) был бунтарем, он непосредственно участвовал в революционных событиях 1848 года. А в 1857 году он […]...
- Роман “Дон Кихот” – пародия на рыцарские романы В странах Западной Европы рыцарский роман возник и достиг расцвета за период средневековья. Родина этого романа – Франция XII ст. Сначала рыцарские романы были стихотворными, со временем их стали создавать прозой. Рыцарский роман отчасти является наследником героического эпоса, так как в этом жанре, как и в героическом эпосе, ведущими мотивами является безграничная смелость, благородство героев. […]...
- Исследовательские романы Белля Но ожидания часто оказывались напрасными – случалось, что человеку приходило траурное сообщение. Белль писал исследовательские романы, в которых старался проанализировать причины великой трагедии страны и обстоятельства, которые привели к “маленькой трагедии” каждого человека. Этому посвящен его наиболее значительный роман “Групповой портрет с дамой”. У Белля рассказчиком-исследователем, который собирает досье дамы, выступает любознательный молодой мужчина, который […]...
- Лучшие романы Мопассана Мопассан написал 6 романов. Первый и лучший – “Жизнь”. О том, какова жизнь на самом деле. Очень полезный роман для молоденьких девушек. Главная героиня – Жанна, только что закончила обучение в монастыре (как и Эмма Бовари) приехала домой в родительское поместье, полная самых розовых романтических представлений о жизни, которой она не знала. Жанна абсолютно счастлива […]...
- Романы о Средневековье и о возникновении национальных монархий (“Айвенго”, “Квентин Дорвард”) Вальтер Скотт использует опыт “антикварного” и приключенческого романа ХVШ века, театр Шекспира, фольклор – в первую очередь жанр баллады. Если в ХVШ веке человеческая природа рассматривалась как единая во все времена, а изменения во внешней жизни – только как не имеющая большого значения “одежда” для этой природы, то в романтизме возникает новая концепция истории и […]...
- Приключенческие романы второй половине XIX века Во второй половине XIX века юных читателей России покоряют приключенческие романы. Это было вызвано, с одной стороны, естественным тяготением подростков, в основном мальчиков, к остросюжетному, развлекательному чтению, а с другой – воздействием на общественное мнение передовой критики. В борьбе против религиозной системы воспитания и официальной идеологии она опиралась не только на научно-популярную природоведческую литературу, но […]...
- Ю. К. Щеглов. Романы Ильфа и Петрова Юрий Константинович Щеглов (1937-2009) принадлежал к поколению, для которого “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” стали ненадолго словарем разговорного языка. Тогда мало кто понимал, что язык этот не великорусский, да еще и с вкраплением чистой воды “одессизмов”. Но в конце 50-х, после переиздания романов с предисловием К. Симонова, именно языком Ильфа-Петрова заговорила молодежь в городах. Ю. […]...
- Образец сочинения по литературе – За что мы любим романы Диккенса? “Просейте мировую прозу, останется Диккенс”, – писал Лев Толстой. Не только Толстой, но и много его современников считали Диккенса великим писателем. Тонкость психологического наблюдения и трогательная поэзия захватывали И. С. Тургенева. На познавательном и воспитательном уровне романов Диккенса подчеркивал М. Горький. Тарас Шевченко упоминает романы Диккенса в своих повестях, Иван Франко считал английского романиста “пламенным […]...
- Романы 30-х гг. о людях труда, об индустриальной революции Очеркист Борис Агапов написал в 1930-1933 гг. в серии очерков “Машина быстроты” о неведомом еще народу общем счастье ускорения хода времени, создании индустриальной России, о конвейере как “машине быстроты”, об автозаводе на Волге как “фабрике темпов”, новом, бескровном этапе революции: “Второе поколение революции шло на войну в цементном дыму. Танки экскаваторов расчищали ему путь, артиллерия […]...
- Романы о Тристане и Изольде Романы о Тристане и Изольде В начале ХХ века французский академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные “Роман о Тристане” Беруля (Beroul) и “Роман о Тристане” Тома (Thomas), лэ Марии Французской “О жимолости” (XII век), роман “Тристан” Готфрида Страсбургского (начало XIII века), прозаический “Роман о Тристане” Люса дель Гата и Эли де Борона […]...
- Эпические романы Юрия Бондарева Русская литература наследует эту философско-эстетическую концепцию жизни, особенно близкую нашему времени и идеям социалистического гуманизма и интернационализма, наполняя ее новым социально-историческим содержанием. Не подлежит сомнению, что эпические романы Юрия Бондарева связаны с традициями толстовского романа-эпопеи. И не только в стремлении к охвату национальной жизни в ее целостном развитии, но и в таких важных чертах, как […]...
- Романы Тургенева в зарубежной литературе У Тургенева всегда была поэтическая, или романтическая, жилка, противостоящая реалистической атмосфере его главных произведений. Отношение к природе у него всегда было лирическим, и всегда было у него тайное желание перешагнуть границы, предписанные русским романистам догматами реализма. Лирический элемент у него всегда близко. Он не только начал свой литературный путь как лирический поэт и закончил его […]...
- Исторические романы и их значение в русской литературе Общественная значимость и актуальность нравственно-философского урока, извлекаемого автором из событий трехсотлетней давности, становится все более очевидной на исходе XX столетия. Позиция автора романа “Я пришел дать вам волю” прочитывается в русле поисков свободы личности, свободы народа, которые вели лучшие писатели 1950 – 1970-х годов – Б. Пастернак, В. Гроссман, Ю. Домбровский. Пафос свободы как естественного […]...
- Романы и повести о мировой истории Многие из этих сочинений содержат ценный познавательный материал и могут быть рекомендованы для внеклассного чтения по программе школьного исторического курса. При выборе книг для перевода учитывались пробелы в художественно-исторической литературе и необходимость заменить устаревшие издания новыми, дающими правильную трактовку исторических фактов. Среди сочинений, изданных за последние годы, мы находим книги классиков и современных писателей – […]...
- ПОЧЕМУ РОМАНЫ ДОСТОЕВСКОГО ОКАЗАЛИСЬ АКТУАЛЬНЫМИ СЕГОДНЯ На мой взгляд, романы Ф. М. Достоевского актуальны, современны для моей эпохи, для любого времени, ибо проблемы, поднятые в них, вечны. Все непостоянное, мелкое, нетвердое уходит со временем в небытие, теряется, но великое остается в вечности, и все миросозерцание Достоевского есть часть этой вечности, ее мудрая глубина… Достоевского интересовал дух человека, ибо человек был для […]...
- “Современные романы”; Гальдоса Удары, нанесенные романами Гальдоса по клерикальной реакции, были меткими. Недаром “традиционалисты” встретили появление их яростными нападками, обвинениями писателя в безнравственности и подрыве общественных устоев. Но Гальдос остался верен своим идеалам. Свидетельство этого – новый большой цикл романов, над которым писатель работал на протяжении тридцати с лишним лет, с 1881 по 1915 год, и который получил […]...
- Сочинение на тему: “Творчество А. П. Чехова. “Спрессованные романы” “Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды”. Эти слова принадлежат знаменитому писателю В. В. Набокову, так он описал творчество Антона Павловича Чехова и, на мой […]...
- Романы писателей-реалистов Это чаще всего повести и романы о злоключениях обездоленного мальчика, познающего на собственном горьком опыте социальное бесправие и вопиющие противоречия буржуазной действительности. Судьба ребенка или подростка, стоящего в центре повествования, находится в прямой зависимости от окружающих общественных условий, которые мотивируют не только развитие действия, но и формирование характера главного героя. Демократические основы мировоззрения писателей реалистической […]...
- Фантастические романы Артура Кларка Англичанин Артур Чарлз Кларк (р. 1917), как и Азимов, не только писатель, но и ученый, убежденный сторонник “твердой” НФ, увлеченно развивающий просветительные традиции Жюля Верна. Он окончил Лондонский Королевский колледж по отделению математики и физики; во время войны руководил испытаниями первых радиолокационных установок; в 1945 году первый предложил и детально описал систему глобальной связи с […]...
- Романы-метафоры (по произведениям “И дольше века длится день” и “Плаха” ) И разлюбив вот эту красоту. Я не создам, наверное, другую. Н. Рубцов Каждый раз произведения Чингиза Торекуловича Айтматова застают врасплох, повергают в сомнения и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью, острой социальностью и высоким уровнем художественности, подкрепленными философской глубиной и наполненностью. В этом суть феномена Айтматова-писателя. Все его произведения сотканы, казалось бы, из сиюминутных наиактуальнейших […]...
- Современная школьница и ее “романы” Отечественная детская литература последних пяти-шести лет активно ориентируется на гендерные интересы своих читателей. Деление литературы на книги для девочек и книги для мальчиков практикуется ныне писателями, издателями, книгопродавцами, поддерживается психологами и специалистами в области детского чтения, а также горячо приветствуется самими читателями. С художественной точки зрения книги для мальчиков представляют собой пеструю смесь произведений, разнообразных […]...
- Жанровое многообразие Салтыкова-Щедрина: романы, хроники, повести Произведения Салтыкова-Щедрина при всем их жанровом многообразии романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно изображает целое историческое время, подобно “Божественной комедии” Данте и “Человеческой комедии” Бальзака. Но изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. […]...
- Греческие романы в новой литературе ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ – переводная повесть, широко распространенная в древнерусской письменности. Она известна в огромном числе переводов и переработок более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Наиболее устойчиво мнение об индийском происхождении П. и о том, что в основу ее будто бы положена легендарная биография Будды, приобретшая в переработке христианизированный […]...
- Романы Сологуба Первый роман Сологуба – Тяжелые сны – лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина, преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые наполняют поэзию Сологуба. Это история человека, способного достичь идеала в гуще мира пошлости, жестокости, эгоизма, глупости и похоти. Русское провинциальное общество изображается с разящей жестокостью, напоминающей Гоголя. Но это не реализм […]...
- Зарубежные исторические романы на русском языке М. Горький еще в 1899 году горячо приветствовал появление на русском языке исторического романа “На рассвете” (1889) – из эпохи освободительной борьбы болгарского народа против турецкого ига. Автор этого романа – польский писатель-демократ Теодор Томаш Еж (псевдоним Зыгмунта Милковского, 1824-1915) – “всю свою долгую жизнь посвятил на борьбу за права людей; был гарибальдийцем, пытался освободить […]...
- Сочинение на тему: Читая романы Ч. Айтматова Книги писателя – “Прощай, Гюльсары” (1966), “Белый пароход” (1970), “Пегий пес, бегущий краем моря” (1977), “Плаха” (1986), “Тавро Кассандры” (1994), очень разные по своим художественным достоинствам, – отличались одной важной особенностью. Писатель смело и остро по тем временам говорил о волновавших его вещах. Цензура же была к нему на удивление милостива. Но в 1980 г. […]...