Формирование толерантных отношений между участниками команды спортивных соревнований

Цель:

– обозначить ключевые моменты формирования детского коллектива с учетом соревновательных и социальных потребностей учащихся в контексте воспитания толерантности.

Задачи:

Конкретизировать необходимость работы по формированию духа соревнования, командного духа как социального механизма по сплочению коллектива.

Обозначить пути переформирования конкурентной борьбы в соревновательный дух.

Представить методы и пути реализации воспитания школьников на уроках физической культуры с помощью принципов толерантного отношения и сплочения команды.

Командный дух – это совокупность психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения людей внутри коллектива, в нашем случае – это отношения между учащимися в классе, школе, то, что раньше называлось психологическим климатом в коллективе.

Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребенка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства, школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса. Коллективное обсуждение способствует активизации самовоспитания учащихся, общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Мнение коллектива для школьника является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. Отмечая влияние коллектива на формирование личности, П. П. Блон-ский писал: “Детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентации мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку, регулируя поведение отдельного члена коллектива не только подробно, но и интенсивно. Коллектив выделяется отдельными своими членами.

Но в случае конфликта с коллективом, ребенок рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания”.

Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля над поведением личности, общественное мнение может предупредить возможное нарушение норм поведения.

Мнение коллектива воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика. Под его воздействием общее настроение неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики.

Не будучи специальным объектом воздействия общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние, но оно увеличивается, когда ученик становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива, выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъем и может быть выражено в самых разнообразным формах. Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живет не только материальным довольствием, но и душевными радостями.

Стремление заслужить общественную похвалу не следует рассматривать как проявление тщеславия и себялюбия, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, говорит о том, что человек высоко ценит общественное мнение и уважает его.

При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения педагога.

Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением, похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность. Чтобы достичь положительного эффекта от воздействия общественного мнения, развитие командного духа должно представлять собой комплекс мер, направленных на:

Усиление сплоченности, формирование устойчивого чувства “мы”;

Развитие доверия между учащимися;

Повышение степени принятия друг друга;

Создание мотивации на совместную деятельность;

Повышение неформального авторитета лидеров. В первую очередь, коллективу необходимо обеспечить какую-то совместную деятельность.

В школе это могут быть олимпиады и соревнования, проводимые в параллелях классов. Для привлечения большего количества участников могут быть задействованы не только физическая культура, но и другие предметные области.

Усиление сплоченности позволяет поднять на более высокий уровень успеваемость школьников путем влияния через коллектив на отдельные личности. На начальном уровне развития Группы мера сплоченности определяется количеством взаимных симпатий и антипатий Между участниками, т. е. желанием и готовностью взаимодействовать. Если общение между членами группы имеет открытый характер, педагог может значительно усилить сплоченность.

Педагог объясняет индивидуальные роли одноклассников, подчеркнув значение каждой из них для достижения командного успеха. Чем большее число школьников воспринимает свои роли как маловажные, тем апатичнее класс. Когда игроки понимают, Что Требуется от их товарищей по команде, у них начинает развиваться чувство взаимной симпатии и поддержки. Педагог может способствовать этому процессу, давая возможность участникам команды наблюдать и регистрировать усилия своих товарищей в различных позициях.

Во время занятия педагог может поставить другую задачу, несвойственную для данного учащегося (например: нападающего волейбольной команды, расстроившегося из-за неточных пасов разыгрывающего, можно поставить на место разыгрывающего, это позволит ему убедиться, насколько трудно посылать мяч в наиболее удобную для нападающего точку).

Для развития чувства гордости в подгруппах участникам необходима поддержка товарищей, особенно тех, кто выполняет ту же роль в коллективе.

Постановка перспективной цели положительно влияет на индивидуальную и групповую деятельность. Цель задает норму производительности и поддерживает стремление команды к ее достижению. Достигнув цели, ученики испытывают коллективное чувство гордости и стремятся к достижению новых целей.

Цели необходимо определять четко, исходя из реальных результатов (в зависимости от способностей участников).

На протяжении всего времени педагог проводит собрания коллектива, на которых ученики могут открыто и честно высказывать свои замечания. Во время таких собраний класс может решать свои внутренние конфликты, мобилизовать усилия, обсуждать ошибки, возникающие в процессе обучения, пересматривать свои цели и т. п. В данном контексте толерантность рассматривается не столько как терпимость, сколько как навык бесконфликтного разрешения проблемы в интересах как группы (команды), так и отдельного участника команды.

Для поддержания близкого контакта с коллективом учитель может действовать через неформального лидера, который будет являться промежуточным звеном между учителем и остальными школьниками.

Дети охотно рассказывают о своей жизни вне класса, они чувствуют, что педагог интересуется и заботится о них. Способность выслушать проблемы учеников также имеет большое значение и сближает педагога с учениками.

Изучая проблему сплоченности, ученые установили, что она носит многоаспектный характер и включает социальную сплоченность и сплоченность, обусловленную заданием.

Сплоченность, обусловленная заданием, относится к совместной деятельности для достижения поставленных целей, тогда как социальная характеризует межличностное притяжение между членами команды.

На развитие командного духа влияют четыре фактора:

Фактор среды;

Личностный;

Командный;

Фактор руководства.

В последнее время проводились исследования с целью изучить взаимосвязь между уровнем

Командного духа и результатом. В целом сплоченность, обусловленная заданием, более тесно связана с результатом, чем социальная. Следует также подчеркнуть, что взаимосвязь между уровнем сплоченности и результатом деятельности носит круговой характер, то есть успех коллектива ведет к повышению сплоченности, что, в свою очередь, улучшает результат. Сплоченность также характеризуется положительной взаимосвязью с удовлетворенностью, подчиненностью и стабильностью.

В развитии сплоченности в коллективе большую роль играют не только педагоги, но и сами ученики.

Работа с учащимися по формированию команды и ее соревновательного духа во многом зависит от умения педагога обратить внимание детей на этические и гуманистические стороны соревнований и достижений как команды в целом, так и отдельного индивида (как части команды). Воспитание толерантного отношения к членам команды, соперникам, перекликающееся с чувством гордости за свою команду, чувством сплоченности, позволяет достигать высоких спортивных результатов и устойчивого воспитательного эффекта.

Лемешев Андрей Александрович,

Учитель физической культуры,

Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 508

С углубленным изучением предметов

Образовательных областей “Искусство” и “Технология”

Московского района Санкт – Петербурга


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Формирование толерантных отношений между участниками команды спортивных соревнований