Формирование навыка выразительного чтения



Сегодня своей идеей делится с нами Нелли Львовна ФЕДОРОВА, учитель из лицея № 32 г. Орла. Много внимания на уроках она уделяет формированию навыка выразительного чтения, о котором в школе вспоминают все реже. А зря.

Н. Л. Федорова приводит слова К. С. Станиславского о важности “чтения с разметкой”: “Берите почаще книгу, карандаши, читайте и размечайте по речевым тактам. Набейте себе в этом ухо, глаз и руку. Чтение по речевым тактам скрывает в себе еще одну более важную практическую пользу: оно помогает самому процессу переживания”. Благодатным материалом для занятий выразительным чтением становятся “Стихотворения в прозе” И. С. Тургенева.

Вот как, например, проходит работа над стихотворением “Два богача”.

1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

2. Беседа с классом по первым впечатлениям о тексте.

3. Работа по составлению партитуры текста (вертикальными чертами обозначаются паузы, подчеркиванием – логические выделения разной силы. Еще можно ставить стрелочки для понижения и повышения тона, связывать слова дугой – знаком легато. Мы не

стали воспроизводить эти над – и подстрочные значки по техническим причинам. Учитель сможет легко расставить их сам. – Прим. ред. ).

4. Чтение стихотворения учащимися.

Партитура первой части

Когда при мне Превозносят богача Ротшильда (повышение тона), (|) который из Громадных своих Доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, (|) на лечение больных, (|) на призрение старых(|) – Я хвалю и Умиляюсь (понижение тона).

– Работа над логическим ударением и темпом чтения.

– Работа со словарем С. И. Ожегова: “хвалить” – выражать одобрение; “умиляюсь” – испытываю нежное, трогательное чувство. Задача чтеца – показать трогательность поступка богача Ротшильда.

Партитура второй части

Но (повышение тона), (|) и хваля и умиляясь, (|) Не могу я Не вспомнить Об одном Крестьянском семействе, (|) принявшем Племянницу (|) в свой разоренный Домишко.

– Задача чтеца – показать, что поступок Ротшильда прекрасен, но помощь мужика ценнее, потому что это естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например “умиления”.

– Заметим психологическую пау­зу, созданную автором с помощью противительного союза “но”, и двойное отрицание, на которое падает главное логическое ударение.

Партитура третьей части (диалог между супругами, бабой и мужиком)

(…) – Возьмем Мы Катьку, (|) – говорит баба, – Последние наши Гроши на нее пойдут, – не на что будет Соли добыть, Похлебку посолить… (|)

– А Мы ее… (||) и не соленую, – ответил Мужик, ее муж.

– Работа над диалогом. Не звучит ли реплика бабы провокационно (что будет с нами? не испугает ли это нас?)? Обратите внимание на многоточие.

Все ли доводы приводит мужу баба?

– Отметим использование психологической паузы (отмечена двумя вертикальными чертами).

– Поработаем над интонацией: мужик чуть ироничен, мягко настойчив; как бы уговаривает и себя, понимая, что взваливает лишний груз на всю семью. Автор подчеркивает, что ни мужик, ни баба не решают каждый за себя, они оба говорят “мы” (это слово несет главное логическое ударение), оставаясь вместе в радости и горе. Задача чтеца – передать чувство милосердия простых людей, которые следуют заповеди Христовой “Возлюби ближнего своего как самого себя”.

Партитура последнего предложения

Далеко Ротшильду до этого мужика!

“О чем заставляет задуматься заключительная строка сти­хотворения-притчи?” – этот вопрос может стать темой мини-сочинения. В конце урока проводится конкурс чтецов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Формирование навыка выразительного чтения