Формирование и поддержка учебной мотивации



” С Овременные Дети не хотят учиться”. Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает…

Взрослых в нем и не хватает – их доли ответственности.

Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В. И. Ленину? “Низы не хотят, а верхи не могут…” Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: “Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому”.
И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.

Путь первый – Заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй – научиться учить по-другому, так, чтобы дети Научились хотеть учиться. Оба пути возможны. “Заставить хотеть” трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно.

Метод “кнута и пряника”, социальное давление,

поддержка мощного социального “надо” в сознании ученика – все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное – неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия “учебная мотивация”. В портрете идеального, “замотивированного” ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т. д. Осознанная учебная мотивация – это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ?

На какие “кнопочки” можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

Ø Интерес к информации (познавательная потребность).

Ø Интерес к способу действия.

Ø Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.

Ø Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.

Ø Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.

Ø Актуализация творческой позиции.

Ø Осознание значимости происходящего для себя и других.

Ø Потребность в социальном признании.

Ø Избегание наказания (физического или морального).

Ø Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Формирование и поддержка учебной мотивации