Философско-эстетические взгляды Флобера
Гюстав Флобер (1821-1880) – связующее звено между бальзаковским этапов реализма первой половины XIX в., реализма, вышедшего из недр романтизма и поднявшегося на принципиально новую ступень в эстетическом освоении действительности, и этапом так называемого натурализма, представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой. Уже в отрочестве со всей очевидностью проявляется главная особенность мировосприятия Флобера, определившая впоследствии пафос и направленность всего его творчества. “Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы
“Две вещи поддерживают меня – любовь к Литературе и ненависть к Буржуа”,- скажет он уже в поздние годы, словно бы утверждая незыблемое постоянство главных устремлений и чувств всей своей жизни. Ненависть к пошлости, постоянная, неистребимая, все усиливающаяся с годами, распространяемая на все сферы общественной и частной жизни буржуа – существа жадного и эгоистичного, жестокого и трусливого, бездарного и бездуховногоСвою главную цель Флобер и видит в том, чтобы защитить “интересы духа”, оградить литературу от тлетворного
Там порой холодновато… зато звезды светят ярче и не слышишь дураков”. Однако желанное затворничество в поднебесье не удается Флоберу: “гвозди сапог” тянут его “обратно к земле”. Своими произведениями художник-реалист неизменно оказывается втянутым в решение злободневных проблем современности.
В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была “настоящей болезнью” писателя, “истощавшей его и останавливающей его работу” (Э. Золя).
Критики называли Флобера “фанатиком стиля”. Для Флобера “стиль – это способ мыслить”, язык – основа, первоэлемент художественной формы, неотделимой от самой сути произведения: “Форма – сама суть мысли, как мысль – душа формы, ее жизнь”.”Время Красоты миновало”,- пишет Флобер, итожа свое изучение современности. Реальный мир, с которым теперь имеет дело художник,- мир “цвета плесени”.
Именно этот мир и должен стать предметом изображения в сегодняшнем искусстве, призванном – как и во времена Бальзака – “исследовать” современность, выявляя ее закономерности и облекая их в типические формы. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера,- роман “Мадам Бовари” (1856), которому писатель отдает пять лет напряженного, мучительнейшего труда. “Провинциальные нравы” – таков подзаголовок романа.
- Эстетические воззрения Г. Флобера С именем Гюстава Флобера неразрывно связано создание “объективной манеры” повествования в реалистической литературе. Эстетическая концепция писателя не возникла на пустом месте. Она явилась определенным итогом развития эстетической мысли и художественной практики XIX в. Рассуждения Флобера об “истинном искусстве” опирались на своеобразно понятую им концепцию природы в философии Спинозы и на популярную в его время философию […]...
- Эстетические и литературные взгляды Чернышевского Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности” (1855). Само название очень точно передает замысел автора и суть его работы. Как соотносятся искусство и действительность? Это важнейший вопрос эстетики, который решается по-разному в зависимости от того, кто на него дает ответ: материалисты или идеалисты. Во времена Чернышевского в […]...
- Эстетические взгляды Ф. Стендаля. Трактаты “Расин и Шекспир” и “О любви” Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал “Идеологию”, по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею “погони за счастьем” – искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., […]...
- Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина В детстве входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель доброго и прекрасного в человеке. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт, свою заслугу перед народом он видел в том, что будил “чувства добрые” и в свой […]...
- Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда – уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто испытывать удивление, с которой ловкостью автор приходит к логическому завершению абсурдные мысли и утверждения. В […]...
- Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни “Нужно любить человека больше, чем самого себя, писал великий гуманист, писатель Остап Вишня. Свой народ, родную землю Павел Михайлович любил, как солнце. В дневнике художник с большой гордостью пишет, что он всегда чувствовал себя частью народной – и от этого был счастлив, что всю свою жизнь “хотел, чтобы сделать народу что-то хорошее”. Дневник Остапа Вишни […]...
- Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете В творчестве Гете по возвращении из Италии отобразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют “веймарским классицизмом”. Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал сдержаннее в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных стычек он весьма осторожно показывает свои симпатии и антипатии. Это просматривается особенно чувствительно в эпической поэме […]...
- Литературно-эстетические взгляды романтиков и классиков Для романтиков особенно неприемлемы были политическая основа классицизма и его скованность канонизированными правилами и образцами. Критические суждения декабристов о классицизме весьма многочисленны. Даже В. К. Кюхельбекер, в поэтике которого традиции классицизма еще дают себя знать, постоянно выступал против подчинения русской литературы “законам Лагарпова лицея и Баттеева курса” (имеются в виду “Лицей, или Курс древней и […]...
- Своеобразие художественного метода Г. Флобера Гюстав Флобер был откровенным пессимистом. Материальный мир он считал большой иллюзией, все вокруг вызывало в нем разочарование. Стоящим, по его мнению, был только внутренний покой человека, ее примирение с жизнью. А достичь этого можно за служение искусству. И Флобер всю свою жизнь верой и правдой, трудолюбием и ответственностью служил литературе. Гюстав Флобер – французский писатель, […]...
- Фредерик Моро герой романа Г. Флобера “Воспитание чувств” “Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться – учиться говорить так же, как учиться умирать”, – писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман. Молодой провинциал Фредерик Моро приезжает в Париж; он длинноволос, романтичен, декламирует меланхолические стихи и сетует, что счастье, которого заслуживает его возвышенная душа, так запаздывает. Его друг советует […]...
- “Человек-перо” из “башни слоновой кости” (о жизни и творчестве Г. Флобера) Тема утраченных иллюзий – классическая тема французской литературы XIX ст. Наиболее известные романы Гюстава Флобера – “Госпожа Бовари” и “Воспитание чувств” – вызывают в памяти читателя “Утраченные иллюзии” Оноре де Бальзака. Однако в толковании этой темы двумя великими французскими реалистами есть существенные различия. Если герои Бальзака проявляют кипучую энергию, неудержимую страсть в своем стремлении разбогатеть, […]...
- Последние годы жизни писателя 14 апреля 1874 г. в парижском кафе “Риш” впервые собрались пять известных писателей: Г. Флобер, Е. Гонкур, Э. Золя. А. Доде, И. Тургенев. Эти встречи, или, как они сами их называли, “обеды пяти”, продолжались несколько лет и прервались после смерти Флобера и Тургенева. Всех их, прежде всего, связывала любовь к искусству. Однако каждый из них […]...
- Творческая судьба Гюстава Флобера (Литература XIX века) Мог ли писатель, холодный и равнодушный, сравнивать себя с гладиатором, на потеху публики раскрывающим свое истерзанное сердце? А между тем его современники, когда в 1856 г. появился его роман “Госпожа Бовари”, ошеломленные жестокой правдой изображенной им трагедии, увидели в авторе скандально равнодушного бытописателя, равнодушного к своим героям, равнодушного вообще к людям. Судебные власти были возмущены, […]...
- Краткая биография Флобера П Родился в городе Руане, в Нормандии. Произведения Виктора Гюго и других писателей-романтиков произвели незабываемое впечатление на юношу. После окончания руанского лицея он отправляется в Париж. В 1842 году Гюстав начинает изучать право. Но занятия его почти не интересуют, он полностью поглощен страстью к Элизе Шлезинжер. Его чувство возникло со времени их первой встречи еще в […]...
- Концепция личности и общества и отношение к миру в творчестве Флобера Юность Флобера прошла в провинции 30-40-х годов, впоследствии воссозданной в его произведениях. В 1840 г. он поступил на факультет права в Париже, но из-за болезни бросил университет. В 1844 г. его отец, главный врач руанской больницы, купил небольшое поместье Круассе, неподалеку от Руана, здесь и поселился будущий писатель. В Круассе прошла большая часть его жизни, […]...
- О пошлости в романе “Воспитание чувств” Г. Флобера “Удивительно, как мне претит описывать современных буржуа!” – жаловался писатель в одном из своих писем. А в декабре 1866 г. он написал следующее: “Меня приводит в отчаяние убеждение, что я делаю вещь бесполезную, …противоречащую целям Искусства…” Речь шла о романе “Воспитание чувств”, над которым Флобер в то время работал с привычным упорством и с крайним […]...
- Кто виноват? (о романе “Госпожа Бовари” Г. Флобера) Ответить на этот вопрос не просто. Поставим его тогда несколько иначе: за какие грехи Флобер “наказывает” свою героиню, обрекая ее на самоубийство? За ее иллюзорные мечты о счастье? За стремление жить “придуманной”, нереальной жизнью? Или, может быть, за то, что она самой себе казалась несколько другой, чем была на самом деле? А может быть, все […]...
- Анализ романа “Госпожа Бовари” Флобера П Роман Флобера – книга о будничной жизни. Сюжет в романе “почти невидим”. Писатель наглядно продемонстрировал пошлость провинциальной жизни, где все довольны собой, не замечая, в каком болоте они прозябают. Только Эмма пытается вырваться из этого замкнутого мирка. Но она подменяет сущность формой. Женщина рисует себе картины “высшего света”, где она могла бы блистать, и радуется, […]...
- Трагизм человеческог существования в романе Г. Флобера “Госпожа Бовари” Основной особенностью творчества Гюстава Флобера является глубокий психоанализ героев, исследование их души, их чувств. Его герои живут в своем мире, но каждый их них наделен своими, противоречивыми чувствами. В каждом герое, в каждой душе, созданной им самим, Флобер отыскивал что-то тонко-неуловимое, неподвластное объяснению. Он наделял героев особой поэтичностью, но при этом никогда не отходил от […]...
- Характеристика героев по произведению Флобера “ГОСПОЖА БОВАРИ” &;#124; Омэ Омэ Омэ – аптекарь в провинциальном городке Ионвиле. Этот персонаж романа Флобера несет значительную смысловую нагрузку. Участие Омэ в повествовании носит символический характер, но именно он непрерывно комментирует все происходящее. Несмотря на внешнюю отстраненность, бездеятельность, Омэ всегда находится в гуще основных событий и, как может показаться на первый взгляд, оказывает косвенное, непреднамеренное воздействие на эти […]...
- История создания романа “Госпожа Бовари” Г. Флобера “Объективная манера” Флобера-реалиста, основанная на “умении обобщать”, и связанная с этим умением “флоберизация” впервые и наиболее ярко проявились в его романе “Госпожа Бовари”. Работа над романом была начата писателем 19 сентября 1851 г. и потребовала 5 лет напряженного труда и почти отшельнического затворничества. “Обстановка в Круассе ничуть не изменилась. Посетители бывали редко, прислуга неслышно ступала […]...
- Жанровая своеобразность произведения Г. Флобера “Пани Бовари” Выдающийся французский прозаик Флобер начал литературу новую, тем не менее наследуя главные принципы художественного творчества, которое были его времена. Главной задачам писатель считал исследование общества в своих произведениях, и это, по моему мнению, удалось Флоберу как можно лучше! На создание социально-бытового романа “Пани Бовари” Флобер потратил пять лет творческой настойчивой работы. Много внимания писатель уделял […]...
- Что погубило жизнь Эммы Бовари? (По роману Г. Флобера) В 1850 году из путешествия по Востоку Флобер привез замысел романа, который назвал ” Госпожа Бовари “. В основе произведения – судьба молодой женщины из провинции. Эмма Бовари в расцвете лет и красоты добровольно уходит из жизни, оставив мужа и малолетнюю дочь. Что толкнуло ее к такому отчаянному шагу? Что заставило отказаться от жизни, от […]...
- Мир “глубокой синевы поэзии” (о романе “Саламбо” Г. Флобера) Тяжело и с отвращением работая над “современными буржуазными сюжетами”, Флобер мечтал о “роскошном историческом сюжете”. В “красочном”, “горластом”, “роскошном сюжете” он видел спасение от мира “цвета плесени”, и это спасение было за пределами современной писателю действительности: в античности и в средневековье. Так возникли яркие, перенасыщенные красками произведения: “Саламбо” – Роман про Карфаген эпохи Первой пунической […]...
- Героиня романа французского писателя Г. Флобера “Саламбо” Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н. э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец Маю, предводитель восставших воинов, – личности исторические. Флобер соединил их в любовной коллизии, желая слить воедино политику и психологию, историю и мистику. “Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического”, – писал Флобер, […]...
- Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью в романе Г. Флобера “Госпожа Бовари” Гюстав Флобер на протяжении всего творчества главную роль отводил исследованию человеческой души. Создавая образы своих героев, он стремился извлечь поэзию из обыденных характеров, в то же время ни на шаг не отступая от правды жизни. Основным желанием писателя было отразить мир во всей его полноте, заставить задуматься о его сущности – не только внешней, но […]...
- Трагедия героини романа Флобера “Госпожа Бовари” Роман Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” – первое произведение, отразившее миропонимание и принципы зрелого писателя. Перед нами раскрываются нравы буржуазного общества, предстают картины жизни провинциальных французских городов. От Тоста идо йонвиля мы на каждом шагу встречаем одно и то же: “Каждый день в один и тот же час открывал свои ставни учитель в черной шелковой шапочке, […]...
- Крах иллюзии Эммы Бовари (о романе “Госпожа Бовари” Г. Флобера) В “романтическом”, иллюзорном мире, в котором, как во сне, пребывает “страстная” душа Эммы Бовари, мужчины занимают особое место. По ее убеждению, сформировавшемуся на основе прочитанных романов, мужчина должен был все знать, “быть всегда на высоте”, “вызывать в женщине силу страсти”, “раскрывать перед ней всю сложность жизни”, “посвящать ее во все тайны бытия”. Но муж Эмму […]...
- Тема “маленького человека” в романе Г. Флобера “Пани Бовари” Роман “Пани Бовари” Гюстав Флобер написал в середине XIX столетие. Это время общественного спада, когда среди трудной будничности особенно четко обозначилась беззащитность обычного человека перед действительностью. Флобер передал эту атмосферу будничности через восприятие главной героини. Эмма Бовари, кажется, готова была выдержать любую работу, ссоры свекрови, только не обыденщину. Серость существования удручала Эмму, лишала жизненных сил, […]...
- Мир “цвета плесени” (о пошлости и “буржуазном сюжете”, Г. Флобер) Отношение Флобера к истории и современной ему французской действительности было крайне пессимистичным. Он был уверен, что “самое значительное в истории – это маленькая человеческая часть (может быть, три-четыре сотни людей в столетие)… Они-то и создали все”. К “нижней части социального тела”, то есть к народу, он относился с недоверием и не считал его способным к […]...
- Факт из биографии: ФЛОБЕР И МОПАССАН ФЛОБЕР И МОПАССАН Начать писать и публиковаться Мопассану, по мнению добрых родственников, было головокружительно легко: его мать приходилась родной сестрой поэту-романтику Альфреду Лe Пуатвену, Альфред, в свою очередь, был закадычным другом Густава Флобера. Поэтому, как только мальчик начал что-то корябать пером на бумаге, его опыты немедленно отнесли великому писателю на строгий суд. “Не знаю, есть […]...
- Эстетические декларации < p>Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь […]...
- Анализ романа Флобера “Мадам Бовари” Гюстав Флобер – великий французский писатель XIX века. Он был приверженцем реализма, хотя и неоднократно опровергал это, и в качестве доказательства создал свой индивидуальный стиль – “точное слово”. Его перу принадлежит немало романов, но самый известный из них – “Мадам Бовари”, написанный в 1857 году. На написание этого романа его подстрекнул его друг Луи Буйле, […]...
- “Госпожа Бовари”, анализ произведения Флобера “Госпожа Бовари”, анализ произведения Флобера В романе “Госпожа Бовари” герои – это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа – Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась Книг о красивой Жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для […]...
- Эстетические принципы О. Уайльда и роман “Портрет Дориана Грея” Оскар Уайльд жил в плену собственных противоречий: то он сторонник “чистого искусства”, то борец за его подччнение высоким этическим идеалам. Роман “Портрет Дориана Грея” (1891) был задуман, судя по предисловию автора, как апофеоз’ искусства, стоящего над жизнью, как гимн гедонизму – философии наслаждения. В парадоксальных афоризмах предисловия Уайльд повторил известные положения своей эстетики: “художник – […]...
- Эмма Бовари – героиня романа Г. Флобера “Мадам Бовари” Реальный прототип – Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. Впрочем, сам писатель уверял, что “все действующие лица его книги – вымышленные”. Тема женщины, скучающей в браке и обнаруживающей “романтические” стремления, возникает в раннем рассказе Флобера “Страсть и добродетель” (1837), затем в первом романе, названном “Воспитание […]...
- Социальные и философские истоки модернизма, эстетические принципы Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века, во второй же половине века она была подвергнута развернутой критике. Термин “модернизм” присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин “modern”. Так как в русской эстетике “модерн” означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать […]...
- Трагедия “Гамлет”, ее философско-моральные мотивы Сонеты, которые вы то услышали, были написаны Шекспиром под час его работы над трагедией “Гамлет”. Этому произведения судилось стать не только самой известной пьесой Шекспира, а и одной из наиболее знаменитых пьес в мировой драматургии. Фильм “Гамлет”, который вы пересмотрели, снят советским режиссером Г. Козинцевым в 1962 году. Это один из лучших фильмов за всю […]...
- “Госпожа Бовари”, художественный анализ романа Гюстава Флобера В основу романа “Госпожа Бовари” легла реальная история семейства Деламар, рассказанная Флоберу другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари. Его вторая жена – Дельфина Кутюрье – изнывающая от мещанской скуки, тратившая […]...
- Характеристика героев по произведению Флобера “ГОСПОЖА БОВАРИ” &;#124; ЭММА БОВАРИ ЭММА БОВАРИ Эмма Бовари (Эмма Руо) – дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супружеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монастыре, отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказывается совсем иной. Муж ее – обыкновенный провинциальный лекарь, недалекий в умственном отношении человек, “разговоры которого […]...