Философские мотивы в лирике И. Бунина

При всем обилии написанного И. Бунин остается одним из самых малоизученных поэтов. Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти, о стремлении человека “поймать то неуловимое, что знает только один Бог, – тайну ненужности и значительности всего земного”. О философской лирике И. Бунина высказывались больше эмоциями, чем мыслями.

Со стихами Бунине выступал редко и мало. В основном он известен как писатель.

Его поэзия – область несколько специфическая. Особое место в его творчестве занимала философская тема.

Философия жизни выражалась у него в любовной, пейзажной лирике. Многие исследователи отмечали связь его поэзии с символизмом. Но философская лирика И. Бунина имеет ряд существенных отличий.

Мотив дисгармонии любви и смерти сочетался со стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия стал этапом к утверждению вечности нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. Человеческий жизнь в этом плане всегда соотносится с общим потоком мирового бытия. Символист

– создатель своего пейзажа, который всегда расположен вокруг него.

У Бунина есть смирение и целомудрие. Он хочет быть созерцателем. Он благоговейно отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую ему действительность наиболее объективно.

Он больше всего боится как-нибудь ненароком “пересоздать” ее. Бунинский пейзаж правдивый, точный, живой. Но от Бунина множественность явлений требует такой же множественности воспроизведений.

А это просто неосуществимо. Поэтому чувство Бунина едва обретает возможность выйти наружу. Оно обозначается в мимолетном замечании, намеке, чаще всего – в лирической концовке.

Но иногда не бывает концовки. Из свой философской лирики поэт изгнал вычурный лиризм. Это и есть причина того, что Бунина называют холодным. В действительности он не холоден.

Он целомудрен. Самобытный стиль Бунина отражают его философские стихотворения: “Одиночество”(1903) и “Детство” (1903-1906), “Ночь”(1901). В стихотворении “Детство” многие исследователи отмечают преобладание описательности, то есть утверждает, что он всего лишь рисует картину за картиной. Но в его стихотворении поражает точность и наблюдательность.

Наблюдательность Бунина не бесцельна. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем, питающей его мысль о временах прошедших и грядущих. Главная мысль этого стихотворения – “счастьем дорожить умейте”. Это значит, не выдумывая не существующей жизни, видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе.

Могучие сосны – символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна, неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Живописность картины в этом стихотворении поражает воображение с первых строк:
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим, смолистым ароматом…
Природа в этом произведении описана подробно. Она исполнена мощи, великолепия. Поэтому лирический герой дорожит каждым ее проявлением.

Он все видит, все запоминает, все бережет в сердце. Каждый, даже мгновенный ее облик полон для него непреходящего смысла. В природе продолжается жизнь человеческая. Бунин создает удивительно поэтические образы:
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Эти строчки о солнечном свете в сосновом бору. Свет словно смешался со смоляным ароматом. Сам солнечный луч будто приобрел запах. С такой поэтической точностью, глубокой философией и лиризмом читатель встречается в этом стихотворении.

Почему оно называется “Детство”? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. Он сейчас, в именно эту пору, оказался в лесу. “И чувствую: мне только десять лет” – это нынешнее его ощущение.

Но представленный в стихотворении пейзаж – это еще и картина его душевной жизни. Главная мысль стихотворения заключена в следующем: тесное общение с природой делает человека молодым, даже юным. Над ним теряет власть время. Он становится современником и прошедшего, и будущего, потому что отражает в себе красоту вечной природы.

Так, лирический герой становится молодым и мудрым одновременно. В 1910 годы в поэзии Бунина основное место заняла именно философская лирика. Вглядываясь в русское прошлое, он стремится уловить некие общие законы развития нации, народов, человечества. В этом смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянского и восточного.

Основа бунинской философии жизни заключается в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека. При этом в лирике Бунина этих лет обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, одиночества человека в мире. Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стихотворение “Одиночество” (“И ветер, и дождик, и мгла…”). Перед нами тоскующий образ лирического героя – художника.

Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, “холодная пустыня воды”, “предвечерняя серая тьма”, ненастный день, серая тьма, тучи – гряда за грядой. Расставанье происходит не до весны, а навсегда. А след любимой у крыльца уже почти смыт дождевой водой. Его видит только чуткий глаз художника.

Ему хотелось крикнуть ей вслед, однако лирический герой удержался. “Но для женщины прошлого нет:/ разлюбила – и стал ей чужой”. Безжалостные аналитические слова. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной постоянен у Бунина.

Конец стихотворения афористичен: “Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить”. Строй предложений прост, выразителен. Гнетущую атмосферу создает метонимия (“и ветер, и дождик, и мгла”). Важным с точки зрения философской концепции автора является стихотворение “Ночь”(1901).

Первые строки заявляют о заветном стремлении лирического героя: “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного”. Возникает мотив удивительной звездной ночи. Вселенная находится в благоговении, спокойствии, молчании.

Свет звезд здесь контрастирует с сумраком земли. Перед лирическим героем сияют звезды-плеяды: Вега, Марс, Орион. Они мерно восходят над пустыней.

А лирический герой очарован звучанием их царственных имен. Они светят много тысячелетий, за это время исчезли, занесены песком были сотни цивилизаций. Песок здесь – своеобразный символ времени. Но на протяжении всех этих веков над миром царила любовь: человеческое находится в неразрывной связи с вечным.

Сказочный стеклянный столп воды до горизонта волшебно озаряет небеса. Символические образы, торжественная лексика, мифология создает атмосферу тайны, ожидания откровения. И лирический герой открывает для себя главную истину. Он вспоминает о такой же волшебной ночи, когда он пришел на берег вместе с любимой девушкой.

Пусть это лишь мечта, воспоминание, но именно в те мгновения лирический герой любил весь мир для нее одной. Рефрен (“Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного”) акцентирует внимание читателя на главной мысли стихотворения. В итоге, его любовь к земной девушке органично сливается с вселенской любовью, любовью всех времен. В этом величайшая радость и величайшая мудрость:
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И. Бунина. Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о гармонии детства, искренней любовью, которая и связывает нас с вечностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Философские мотивы в лирике И. Бунина