Философская проблематика в поэме И. Франко “Иван Вишенский”

Поэма Ивана Франко “Иван Вишенский” – это произведение на исторической основе, но произведение прежде всего философское: автор ставит непростую проблему выбора, соотнесение индивидуального и общественного, самопожертвования и саморазвития. Иван Вишенский – реальная историческая фигура, известный нам писатель, общественный деятель, который в своих произведениях боролся за православную веру, за право украинской нации на выбор собственной веры и языка. Около сорока лет своей жизни Иван Вишенский посвятил служению Богу: он жил в монастыре на горе Афон.

Поэма Франко описывает уединение Вишенского в пещере, в которой старец и провел последние года своей жизни. За молитвой и раздумьями Вишенский старался найти истину, понять основы бытия, найти свой путь к Богу.

Мне запомнился эпизод, в котором главный герой наблюдает за паучком, который плетет свои сети в его пещере. Вишенский не смеет поднять руку на паучка, чтобы освободить его добычу: все в мире устроено за волей Божьей, итак аскет не вмешивается в ход события, не смеет нарушить порядок, который действует в природе.

Даже такой пустячок вызывает у старца глубокие философские раздумья о мироздании, о месте Бога в жизни человека… Аж вот к Вишенькому приходят посланцы из Украины, которые просят его возвратиться к ним, чтобы возглавить борьбу за православие, но он отвечает отказом им, так как хочет искать истину, служить Богу, жить в уединении. Когда лодка отплывает из залива, Ивана Вишенского поражает горькое прозрение, он кричит: “Стойте! Стойте!

Вернитесь!”, – хочет возвратиться на Родину, чтобы служить ей, тем не менее его уже не слышат. Горькие мысли появляются у главного героя, он клянет собственный выбор, обращаясь к самому себе:

И которое же ты имеешь право, черепина недобитая, о своем спасении заботиться там, где гибнет миллион?

Мне непросто сформулировать собственное отношение к выбору Ивана Вишенского. Я считаю, что каждый человек имеет право на свой сознательный свободный выбор, а другие не должны его осуждать. Иван Вишенский достаточно сделал для защиты православной веры и социальной справедливости уже своими произведениями.

На самом деле, его фигура стала символом этого периода, этой борьбы. Должен ли он был возвратиться в Украину по просьбе посланцев? К сожалению, мы некогда не узнаем, что на самом деле ощущал тогда Иван Вишенский: ощущал ли он себя достаточно сильным для того, чтобы возглавить движение на Родине, или он считал, что его молитвы за родную землю, посланные из афонской пещеры, не меньше помогут Украине?

Именно ответы на эти вопросы помогли бы нам полнее понять эту ситуацию.

Прошло около четырех веков с тех времен, когда Иван Вишенский старался сделать свой непростой выбор. Проблемы, от которых страдала тогда Украина, частично исчезли (как исчезла проблема межконфессионных конфликтов по крайней мере на нашей земле), а частично и остались (проблема общественных “вождей”, которые заботятся только о собственных интересах, поставленная тогда Вишенским в одном из произведений; проблема языка). Наверное, изменились и люди.

Говорят, что современный мир направляется к большей индивидуализации человеческой жизни: каждый сам за себя, заботится о своих интересах, защищает свое.

И в самом деле, такие тенденции уже очерчиваются: много кто, возвратившись из-за границы, рассказывает, что в современном мире как-то “незаведено” бескорыстно помогать друг другу, даже если тебе просто надо поделиться своими чувствами, переживаниями, ты должен обратиться к психологу, а не к приятелям… Хорошо это или плохо? Все изменения, которые происходят в обществе, имеют свою логику, мы сможем оценить их только за несколько десятков лет!

Но мне, если честно, не по вкусу такое: меня больше привлекают традиции взаимопомощи, умного самопожертвования ради общего дела. Хотя герой поэмы Франко и не возвратился к своей земле, но он на протяжении всей жизни и искренне болел за нее, да и на Афоне он поселился не ради “игрушки”, а через глубокие свои соображения, многолетние, наверное, раздумья. Значит, и нам есть чему научиться у деятелей прошлого.

Хорошо было бы, если бы люди, делая свой моральный выбор в наше время, делали его с чистым сердцем и ради какой-то духовной, высокой цели. Если даже они избирают между общественным и собственным в пользу собственного, пусть это будет собственное духовное развитие, собственный путь, а не собственная польза…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Философская проблематика в поэме И. Франко “Иван Вишенский”