Философская проблематика романа А. Камю “Чума”

Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше всего. Этот создание, мыслящее, полное ответственности за все существо.

Он должен вмешиваться в поле зла и бессмыслицы; жизнь, бунтовать против имеющегося в жизни абсурда, бороться с отчаянием, выполнять свою обязанность. Роман-притча “Чума” был опубликован 1947 г. По свидетельству самого Камю “явное содержание “Чумы”

– это борьба европейского Сопротивления против нацизма”. “С помощью чумы я хочу передать атмосферу духоты, в которой мы прозябали, атмосферу угрозы и изгнания, в которой мы жили. Вместе с тем я распространил значение этого образа на бытие вообще”.

В этом романе А. Камю с чрезвычайной остротой поставил философскими проблемы добра и зла, морального выбора человека: покориться неотвратимой или, даже не имея надежды на победу, бунтовать против непреодолимого зла. Действие произведения происходит в алжирском городе Оран, который охватила эпидемия чумы. И болезнь начинается внезапно, ее никто не

ждал.

И когда ленты, носители чумы массово умирают в городе, никто в нее не верит. “Как они должны были поверить в чуму, которая сразу перечеркивает будущее? Они были свободны, но никто не будет свободным, пока существуют бедствия”.

Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что в таком положении полагаться можно только на повседневную работу, которая “гласит – это хорошо делать свое дело”. Он призывает к борьбе: “…Когда видишь сколько беды и горя приносит чума, надо быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, лишь бы примириться с чумой”. И хотя для врача чума – это “неминуемое поражение”, он не опускает руки. “…Вокруг меня тьма, а я пробую пусть хоть что-нибудь в ней увидеть. …Я не знаю, ни что меня ждет, ни что будет. Сейчас есть больные и надо их лечить.

Я спасаю их, как умею, да и все”. Для него важнейшее в жизни – оставаться человеком при любых обстоятельствах. Другой герой, который также достойно выполняет свой общественный долг человека – Жан Тарру. Он понимает, что бедствие, а это, и жертвы – безграничные.

Тем не менее, Тарру старается встать по другую сторону бедствия. Парижский журналист Рамбер, который от начала карантина старался всеми правдами и неправдами оставить зачумленный город, чтобы поехать к любимой женщине, со временем ощутил, что ему “стыдно быть счастливым одному” во время тяжелого периода, и поэтому он остается в Оране. Он самоотверженно работает в санитарной службе. Риэ и его единомышленники – мыслитель Тарру, служащий Гран, журналист Рамбер и другие – организовывают дружины, чтобы по мере своих сил противостоять чуме, не остаться в стороне.

Они знают, что “надо бороться тем или иным способом, ни за что не опускать руки”. Эти добровольные дружины выезжают на вызовы, изолируют зачумленных, вывозят трупы, помогают жителям Орана “войти в чуму”, понять, что она является делом всех, и сделать свой выбор.

И вот за год чума начала отступать, начала терять свои силы; она будто истощилась, сама себя исчерпала. “Уже с одного того, как выпускала она со своих, когтей явным образом обреченных насмерть жертв, …из того, как она запыхалась и суетилась, можно было с уверенностью сказать, что она истрепана, утомлена, в чем-то разладилась, будто, теряя власть над собой, чума вместе с тем утратила свою мощь, действенность, бывший источник своей силы”.

Замечательным февральским утром на рассвете в конце концов отворились городские ворота, и отпраздновали этот день как самый большой праздник. Тем не менее доктор Риэ, идя радостными улицами счастливого города, думает о том, что “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то в закоулку мебели или в поленнице белизны, она терпеливо выжидает своего часа…” Зло нельзя уничтожить полностью. Время от времени оно появляется из тома или другому виде.

Человек должен быть готов снова и снова делать свой выбор – покориться злу или бунтовать против него.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Философская проблематика романа А. Камю “Чума”