Философская лирика Пушкина
Урок в 9-м классе
Д Ень рождения для наших ребят – это долгожданный праздник. Одно из главных удовольствий – получение подарков. Спросим наших учеников: почему в русском языке есть два слова от одного корня – “подарок” и “дар”?
Чем они отличаются? В словаре Ожегова слово “дар” отмечено как высокое. Можно ли получить дар “напрасно”, “случайно”? На уроке, посвященном “маленькой трагедии” Пушкина “Моцарт и Сальери”, мы обращали внимание на горькое восклицание Сальери: “Где ж правота, когда
О Моцарт, Моцарт!” Упрек обращен ко Всевышнему. Как понять Его замысел о человеке? “Ведь где дар, там и Даритель. Дар требует жестов почитания, вольно или невольно они адресуются его источнику” – точная формулировка Ирины Роднянской из статьи “И Кушнер стал нам скучен” (“Новый мир”, 1999, № 10).
“Напрасным” и “случайным” даром называет Пушкин жизнь в стихо-творении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта).
Почему? Потому что жизнь осуждена на казнь. Для чего же тогда сердце, наполненное страстью?
Взволнованный сомненьем ум? А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным. Не “музыка сфер”, не гармония, а шум, который звучит на одной ноте и томит тоскою. К кому обращены эти повторяющиеся вопросы “зачем? зачем?”.
Жизнь бесцельна и тосклива. Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихо-творение “В часы забав иль праздной скуки…”, в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал!
Но перед этим в письме к Е. М. Хитрово, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: “Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! – это, право, большая удача”.
Можно ли уповать только на внешнюю помощь? Может ли кто-то мудрым советом, личным примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? Обратимся к позднему стихотворению Пушкина “Напрасно я бегу к сионским высотам…” (1836). (Н.
Н. Петрунина убедительно доказывает, что это не отрывок, а законченное стихотворение. См. статью “О стихотворениях Пушкина” в книге: Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. Л., 1974. Там же дан и интересный анализ этого стихотворения.)
Спросим у учеников: что значит выражение “сионские высоты”? Путь к Сиону – путь к Богу, к Божественной гармонии. Опять мы видим слово “напрасно”.
Что оно значит в этом стихотворении? Стремление к идеалу и невозможность его достичь. Почему? “Грех алчный гонится за мною по пятам”. Почему в третьем стихе упоминается “песок сыпучий”?
Да, это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и “пустыня мрачная”, в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой “Пророка”. Грех преследует человека с той же неизбежностью, с какой лев “следит оленя бег пахучий”.
Н. Н. Петрунина обращает внимание на зеркальность построения четверостишия. Но это же смысловой и синтаксический параллелизм – один из важных художественных приемов Библии! Исследователь отмечает источники из Псалтири: “Олень (в русском переводе – лань) символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу (“Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!” – Пс. 42, 2).
И наоборот, льву уподобляется нечестивый, преследующий бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), грех, подстерегающий его на пути к спасению: “Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий” (Пс.
21, 12-14).
Интересны размышления Петруниной о связи этого стихотворения с другими, входящими в “каменноостровский цикл”, в частности со стихотворением “Из Пиндемонти”. Но об этом будем говорить с учениками в будущем году, в десятом классе. На следующем уроке мы будем читать стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, в котором опять упоминаются библейские образы – Божье веление и нерукотворный памятник – как символы глубоких раздумий Пушкина о человеке и его предназначении.