Философия творчества” Э. По и “единство впечатления” в поэме “Ворон”
Едва ли не первым у себя на родине Э. По попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов. Свои теоретические взгляды По изложил в различных статьях “Философия обстановки” (1840), “Философия творчества” (1846), “Поэтический принцип” (опубл. 1850), , многочисленных рецензиях. Подобно всем романтикам, он исходит из противопоставления отталкивающей и грубой реальности и романтического идеала Красоты.
Стремление к этому идеалу, по мнению писателя, заложено в природе человека. Задача
Он демонстративно противопоставляет поэзию истине и морали: “Ее взаимоотношения с интеллектом имеют лишь второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно”. Необходимо учесть, что в данном случае “истина” для По – отвратительная реальность окружающего повседневного мира. Его позиция подчеркивает значимость эстетических критериев и полемически направлена против дидактизма и утилитарного
Она отнюдь не сводится к эстетскому принципу “искусства ради искусства”, авторство которого приписывает По американская критика. По также утверждает, что создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета. Отрицая спонтанность творческого процесса, По в “Философии творчества” подробно рассказывает о том, как им было написано знаменитое стихотворение “Ворон”.
Он утверждает, что “ни один из моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции, что работа ступень за ступенью шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают математические задачи”. Разумеется, По не отрицал роли воображения и в данном случае сознательно выбрал только одну – рационалистическую – сторону творческого акта. Акцент на ней необходим для того, чтобы преодолеть хаотичность и дезорганизованность современной ему романтической поэзии и прозы. Требование эстетической “отделанности”, “завершенности” произведения у По является новаторским и смелым.
Его эстетическую систему можно назвать “рационалистическим романтизмом”.
В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: “сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта”. То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя. Которое заранее “запланировано” художником.
Все каждая буква, каждое слово, каждая запятая – должно работать на “эффект целого”. Из принципа “эффекта целого” вытекает очень важное для По требование ограничения объема художественного произведения.
Пределом служит “возможность прочитать их за один присест”, так как в противном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено. По утверждает, что “больших стихотворений или поэм вообще не существует”, это “явное противоречие в терминах”. Сам он последовательно придерживался малой формы и в поэзии, и в прозе.
Единственной законной сферой поэзии По считал область прекрасного. Его определение поэзии – “создание прекрасного посредством ритма”. Отворачиваясь от “жизни как она есть”, По в своих стихах создает иную реальность, неясную и туманную, реальность грез и мечты.
Поэтические шедевры По – “Ворон”, “Аннабель Ли”, “Улялюм”, “Колокола”, “Линор” и др.
– бессюжетны и не поддаются логическому толкованию прозой. Содержательные моменты часто уступают место настроению. Оно создается не с помощью образов действительности, а посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных, возникающих “на той грани, где смешиваются явь и сон”.
Стихи По рождают сильнейший эмоциональный отклик.
Смысловые и звуковые структуры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку. Многочисленные повторы слов и целых строк также напоминают вариацию музыкальной фразы.
О насыщенности стихов По средствами фонетической образности дают представление хотя бы эти две строки из “Ворона”: “Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах/Полонил, напомнил смутным ужасом меня всего…” Это знаменитое стихотворение построено на серии обращений лирического героя к птице, залетевшей в бурную ночь в его комнату.
На все вопросы ворон отвечает одним и тем же словом “Nevermore” – “никогда”. Поначалу это кажется механическим повторением зазубренного слова, но повторяющийся рефрен звучит пугающе уместно в ответ на слова скорбящего об умершей возлюбленной героя стихотворения. Наконец, он хочет узнать, суждено ли ему хотя бы на небесах вновь встретиться с той, что покинула его на земле. Но и здесь приговором звучит “Nevermore”.
В финале стихотворения черный ворон из ученой говорящей птицы превращается в символ скорби, тоски и безнадежности: невозможно вернуть любимую или избавиться от мучительной памяти. И сидит, сидит над дверью Ворон, оправляя перья, С бюста бледного Паллады не слетает с этих пор; Он глядит в недвижном взлете, словно демон тьмы в дремоте, И под люстрой в позолоте, на полу он тень простер, И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.
Никогда, о Nevermore.