Философия истории в романе “Война и мир”
Работая над произведением, Толстой увидел, что официальные сведения об интересовавших его событиях резко отличаются от информации, почерпнутой из частной переписки, мемуаров и др. Так писатель приходит к созданию собственной демократической концепции истории, сильно отличающейся от исторической науки того времени. Авторские рассуждения с оценками исторических событий разбросаны по всему тексту “Войны и мира”.
С третьего тома их роль значительно возрастает, а в эпилоге писатель еще раз их систематизирует. Толстой определяет, что
Писатель утверждал, что нельзя сводить Исторический процесс к описанию жизни и деятельности только царей или полководцев. По Толстому, предметом истории является “жизнь народов и всего человечества”, а великие люди – лишь “ярлык, дающий наименование определенному событию”. Т. е. писатель отказывает личности в возможности творить историю и воплощает идею в реальных исторических образах. Наполеон под Бородино суетится, отдает ненужные, невыполнимые приказы.
А Кутузов бездействует,
Толстой утверждает, что чем выше по социальной лестнице стоит человек, тем меньше свободой действий он обладает, поскольку огромным количеством людей и должен выражать их волю, а не свои желания. В этом и заключается смысл власти. На вершине общественной пирамиды стоит царь, который, по выражению автора, вообще “является рабом”.
Именно народ, а не личность делает Историю. Толстой считает, что история – это общая бессознательная, роевая жизнь человечества. Она непрерывна, постоянно движется, вытекая из множества человеческих произволов.
Складывается она из взаимодействия общих и частных желаний, интересов и намерений тысяч, миллионов людей. Причем сами они не осознают значимости своих действий, например, как москвичи, покидавшие свои дома после Бородинского сражения. Смысл исторического события скрыт от непосредственных его участников, а оценка его является делом будущего.
Отвечая на вопрос, что же является причиной Исторических событий, писатель называет так: “Причины нет. Все это приходится совпадением определенных условий, при котором происходит всякое органическое, жизненное, стихийное событие”. Чтобы понять истоки любого события, надо изучать бесконечно малые, однородные элементы, которые и руководят массами.
Конечно мы видим, что философия в данном вопросе напрямую проглядывается в романе.
Писатели иногда упрекают в механистичности его Философской концепции. Он то сравнивает историю с часовым механизмом, проигрыш Аустерлицкого сражения пытается ввести некую величину (дух войска), которая помогла бы применить к истории законы механики. Толстой с иронией относиться к военной науке и политике, также скептически он оценил и роль материальных фактов в войне, подчеркнувши бессмысленные попытки сознательного, разумного воздействия на процесс исторических событий.
Писатель считал: “Допустим, что человеческая жизнь может управляться собственным разумом, – тогда уничтожится и сама возможность жить”. Чем меньше человек задумывается над причинами своих действий, тем больше он оказывается включенным в ход истории, который заранее предопределен и является неизбежным. Так ведет себя Кутузов в 1812 году, “понимая, что существует что-то сильное и значительно превосходит его волю”.
В развитии событий действует неумолимый исторической закон необходимости, который придает фатализм концепции Толстого, хотя автор часто использует еще и слово “провидение” указывает на Божественную предопределенность развития мира.
Основываясь на собственной философии, Толстой создает в “Войне и мире” принципиально новую историю, заменяя историю событий “историей человека”. Он соединяет частную и историческую жизнь, делая их неразрывно связанными. Писатель не стремится изобразить исторических деятелей такими, какими они были в реальности (еще современники указывали на неточности в исторических сценах и образах). На первый план выходит нравственная сторона их деятельности.
По мнению Толстого, поступки Наполеона, Кутузова и других исторических личностей должны оцениваться по тем же критериям, что жизнь обычного человека. Наиболее ярким воплощением философской концепции Толстого стало в романе изображение войн, а также образы Наполеона и Кутузова.
Теги: философия в романе “Война и мир”, философия Толстого в “Войне и мире”, какая философия в произведении “Война и мир”, философия истории Льва Толсто в романе-эпопеи “Война и мир”