Фейербах Людвиг Андреас
Дата рождения – 28 июля – 1801 Дата смерти – 13,09 – 1872 Людвиг Андреас Фейербах (Ludwig Andreas Feuerbach, 28 июля 1804 – 13 сентября 1872) – замечательный немецкий философ, сын криминалиста Павла Иоанна Ансельма Ф. Изучал богословие в Гейдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 г. читал лекции в Эрлангене; с 1836 г. жил около Байрейта, потом в Рехенберге. Умер в бедности.
Яркость и богатство идей, блеск и остроумие сочетаются в произведениях Фейербаха с парадоксальностью и большою неустойчивостью
Фейербах это вполне сознавал, говоря: “Ты хочешь знать, что я такое? Погоди, пока я перестану быть тем, что я теперь”.
Философское развитие Фейербахa лучше всего описано им самим: “Бог был моею первою мыслью, разум – второю, человек – третьей и последнею”. От изучения теологии он перешел к увлечению гегелевской метафизикой, а от нее – к сенсуализму в теории познания
Очевидно только чувственное… Только там, где начинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор”.
Поэтому чувства и суть органы познания, органы философии. Существование каких-либо всеобщих и необходимых законов или форм чувственности Фейербах отвергает. Гегель в начале “Феноменологии духа” показывает, что чувственность сама по себе не дает никакого общего знания, что все чувственное текуче, единично, неповторяемо, и, следовательно, несказанно – невыразимо словом; он разъясняет, что даже выражения “это – здесь” и “это – теперь” не характеризуют определенного бытия определенной вещи в определенном времени и месте.
Ф. , наоборот, убежден, что чувственность – единый источник истинного знания.
Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, ошибки сенсуалистов XVIII в., Ф.
Не останавливается над подробным иcследованием того, как чувственность может сама по себе быть источником знания; в то же время Ф. вместе с Гегелем глубоко убежден в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания. В этом отношении он очень напоминает Ог. Конта, у которого сенсуализм точно так же уживается с математическим складом ума в духе Декарта, стремящимся к установлению на твердых основах незыблемо достоверного познания.
Другая характерная особенность теории познания Ф. заключается в его учении о туизме.
Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие: “любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли – и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения”.
Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Ф. с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего миpa y Риля (“Philos.
Kritizismus”, II, 57) и Авенариуса (“Der Menschliche Weltbegriff”, 1891) напоминает взгляды Ф. В духовном развитии Ф. интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания. информационно-торговые системы Интернет трейдинг в россии от Московского Фондового Центра.
Читальный зал Читальный зал