Фауст характеристика образа Фауста

Фауст. Имя происходит от латинского слова faustus – счастливый, удачливый. Образ Ф. сопровождал Гете всю жизнь, первоначальный набросок трагедии “Прафауст” относится к 1773-1775 гг.; трагедия в целом была завершена в 1831 г. (последние поправки были сделаны Гете незадолго до смерти, в 1882 г.). По мере того как продвигалась работа над трагедией, образ Ф. приобретал все более грандиозное философское измерение.

В окончательном варианте трагедии Ф. выступает как представитель всего человечества, его неукротимой жажды жизни, воли к знанию, созиданию

и творчеству. Необычайные масштабы предстоящей драмы выясняются уже в “Прологе на небе”, где за душу Ф. начинают спор небеса и ад. Господь Бог и Мефистофель.

Гете сам отмечал сходство этого пролога с библейской “Книгой Иова”, где о душе Иова спорят Бог и сатана. На протяжении всей трагедии Ф. проходит через ряд метаморфоз. В первой части предстает Ф., многоопытный ученый и мудрец эпохи Реформации, который овладел всеми науками своего времени, но глубоко разочаровался в книжном знании.

Он хочет постичь “вселенной внутреннюю связь”. Но именно этого не может дать абстрактная наука. Ф. тесно

в своей рабочей комнате, он страстно рвется к людям, к живой природе. Мы видим его на прогулке, среди простонародья, и в общении с природой (сцена “У ворот”): на этих прогулках Ф. сопровождает Вагнер, его педантичный, ограниченный ученик.

Тема “Ф. и природа” – одна из ключевых тем всего произведения. Ф. – человек сильных, титанических порывов (не случайно его образ так увлекал Гете в юности, когда он работал над трагедиями “Прометей” и “Магомет”). Именно беспредельная страсть Ф. к овладению тайнами природы, к знанию, к постижению мира и людей заставляет Ф. согласиться на договор с Мефистофелем. Главная черта Ф. – вечное беспокойство, поэтому он выдвигает особое условие договора: черт выиграет лишь в том случае, если Ф. пожелает “остановить мгновенье”.

Но Ф. уверен, что этого никогда не будет. Отныне Ф. предстоит пройти через ряд искушений и чувственных соблазнов. Вначале – это грубая попойка в погребке Аэрбаха.

Затем волшебный напиток, изготовленный на кухне ведьмы, возвращает ему молодость и юный безудержный пыл. Одно из важнейших событий первой части – встреча Ф. с Маргаритой. Любовь к этой юной девушке преображает и безмерно обогащает Ф., впервые после бесплодных одиноких умствований в нем пробуждается простая человечность.

Однако мир Маргариты слишком узок для Ф., и в его душе возникает трагическое раздвоение. Страсть к Маргарите и козни Мефистофеля ведут Ф. к тяжким преступлениям: он повинен в гибели матери Маргариты и убийстве ее брата Валентина. После этого Ф. вынужден со своим спутником бежать из города; Мефистофель вовлекает его в разнузданный шабаш сатанинских сил (“Вальпургиева ночь”).

Однако и в этот критический момент, когда Ф., казалось бы, запутался в тяжких прегрешениях, его воля к добру оказывается сильнее. Раскаяние в содеянном, безмерное сострадание к Маргарите в какой-то мере очищают его душу, он предпринимает отчаянную, хотя и безнадежную попытку вызволить Маргариту из тюрьмы. Вторая часть “Фауста” заметно отличается от первой; образ Ф. обретает здесь принципиально новый смысл.

Гете неоднократно подчеркивал, что Ф. не только является героем произведения в обычном смысле слова, его образ необходим для понимания единства трагедии. Все более расширяются – в сравнении с первой частью – сферы деятельности Ф.: это и государственная деятельность, и философские споры, и погружение в мир изначальных эллинских преданий и мифов, греческой красоты и, наконец, неутомимый созидательный труд, отвоевывающий новые земли у моря. Стремление Гете охватить во второй части громадный промежуток истории – от античности до первой четверти XIX в. – заставляет его постоянно прибегать к аллегориям.

Работая над второй частью, Гете в октябре 1826 г. сообщал В. Гумбольдту, что она охватывает “три тысячи лет, от падения Трои до взятия Миссолунги” (города, где умер Байрон).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фауст характеристика образа Фауста