Фантастический реализм Достоевского
В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. писателем, правдиво отражающим действительность?
В конце 1868 г. Достоевский писал А. Н. Майкову: “Совершенно другое я понятие имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и
А между тем это исконный, настоящий реализм! Это-то и есть реализм, только глубже, а у них мелко плавает”.
Спустя несколько месяцев Достоевский обращается с той же мыслью в письме к Н. Н. Страхову: “У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный
Самооценка Достоевского справедлива. Представление об искусстве как унылом копировании обыденной действительности ему всегда было чуждо. Он признавал себя реалистом, но в особом смысле.
Свой реализм писатель называл “фантастическим”, но не потому, что он противостоял реальной действительности, а потому, что был основан на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания, самым запутанным, “фантастическим” явлениям духовной жизни человека.
Об американском писателе Эдгаре По Достоевский писал: “Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое состояние и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностью рассказывает он о состоянии души этого человека”. Эти соображения вполне можно отнести и к творчеству гениального русского писателя.
- Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве) В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. […]...
- Феномен “другой прозы”. Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или “подполья”) требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей “роднит” одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь […]...
- Реализм Достоевского Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова – так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой. Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще […]...
- Фантастический реализм в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1. Роман М. А. Булгакова – уникальное произведение русского реализма. 2. Сочетание реальности и фантастики в романе. 3. Нравственно-философский смысл романа. М. А. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита” с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского […]...
- Символизм и реализм Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани. Творческому методу Достоевского, который он сам называл “реализмом в высшем смысле”, исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе “символический реализм” или “реалистический символизм”. Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но […]...
- Реализм Реализм 1) Литературно-художественное направление, окончательно сложившееся к середине XIX в. и утвердившее принципы аналитического осмысления действительности, а также жизненно достоверного ее воспроизведения в художественном произведении. Главную свою задачу реализм видит в раскрытии сущности жизненных явлений посредством изображения героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Реалисты стремятся проследить цепочку причин и следствий описываемых явлений, выяснить, […]...
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
- На чем основывается утверждение Ф. М. Достоевского, мастера реалистического романа, что “самую сущность действительности” для него составляет “почти фантастическое и исключительное”? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Часто называют фантастическим реализм Достоевского. С подобным мнением сложно не согласиться, по той причине, что в его произведениях сочетаются, одновременно, реальные события и вымысел, бытовые моменты жизни и мистика, комичные и трагические ситуации. По мнение самого Достоевского, он обладал собственным, и при этом особенным взглядом на действительность. Большинство людей подобное могут расценивать, как почти фантастические […]...
- Интересны ли мысли и чувства Достоевского современному читателю? Интересны ли мысли и чувства Достоевского современному читателю? У каждого есть собственное мнение, но, наверное, любой человек сможет найти что-то свое в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Своим идеалом Достоевский считал Христа. И никто не имеет права его осуждать. Это его решение. Достоевский никому ничего не навязывает. Он рассказывает о людях, которые и по сей день […]...
- Школа Достоевского На первой полосе номера – символическая картина. Осторожно открывая дверь, мы вместе с героиней картины готовы сделать первые шаги в новый для нас мир. Эта страница – тоже дверь. Она ведет нас в мир Достоевского. Вернее сказать, это не один мир, а целое множество миров, пересекающихся и параллельных, не поддающихся охвату глазом и одному истолкованию. […]...
- Реализм – литературно-художественное направление Реализм – литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, […]...
- Социалистический реализм Социалистический Реализм – направление, считавшееся в советское время вершинным достижением “передового” литературного развития и, соответственно, образовавшее магистральное русло литературы СССР. В советском пространстве господствовал с 1930-х до 1980-х гг. Официальное советское литературоведение усматривало в нем “эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, которую определила эпоха борьбы за основание и строительство социалистического общества”. Эстетический канон […]...
- РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: “реализм правдиво изображает реальность”. Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского “Недоросля”, и державинскую “Фелицу”, и карамзинскую “Бедную Лизу”, и уж тем более “Путешествие из Петербурга в Москву” неистового Радищева отнесем к реализму – потому […]...
- Проблематика ранних произведений Достоевского Из произведений раннего периода творчества Ф. М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как “Елка и свадьба”, “Белые ночи”, “Маленький герой”, “Мальчик у Христа на елке”. И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя. Особое внимание Достоевский […]...
- Реализм как направление в мировой литературе. Общая характеристика литературы XIX в В XIX в. в Европе и США была создана удивительно разнообразная литература, значительно обогатившая духовную и художественную культуру человечества. Основными ее направлениями или, точнее, системами художественного творчества были романтизм и реализм. Литературу романтизма вы изучали в 9-м классе, а значит есть возможность подробно ознакомиться с литературой реализма. Прежде всего следует определить расположение реализма и романтизма […]...
- Формула о “восстановлении погибшего человека” в трудах Достоевского Достоевский-критик в “Дневнике писателя” восстановил в памяти портреты “старых людей” – Белинского и Герцена. Он назвал Белинского “самым торопившимся” русским человеком, т. е. жаждавшим скорейшего обновления жизни в отечестве. Четырежды выступал Достоевский в защиту своих молодых убеждений, подчеркивая, что “мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния” (“Одна из современных фальшей”, […]...
- Герои Достоевского (о творчестве Ф. М. Достоевского) Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может (и в конечном счете – должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего […]...
- Анализ картины Перова “Портрет Ф. М. Достоевского” Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. Основатель общества передвижников. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Признанный мастер бытового жанра и портрета. “Портрет Ф. М. Достоевского ” – картина, написанная Перовым в 1872 году по заказу П. М. Третьякова, который […]...
- Реализм и символизм Ч. Диккенса Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобразием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи романтизма, то в английской литературе романтизм и […]...
- В мире Достоевского Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги. Ф. Достоевский Он так и говорил с читателем – всегда как бы лицом к лицу и перед лицом всего мира, с полной искренностью и без колебаний. Он верил в человека, в духовность его […]...
- Обстановка и пейзаж у Достоевского Обстановка и пейзаж у Достоевского являются одним из способов характеристики персонажа. Окружающая Раскольникова обстановка, его комната, вещи углубляют социальную и психологическую характеристику героя. В сравнении с Тургеневым и Л. Толстым Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая реалистическому анализу внутренний мир и сознание героя, Достоевский умел гениально проследить в самых сложных фактах его душевной жизни исторические процессы и […]...
- Рецензия-отзыв на фантастический роман “Долина совести” Дяченко Марины и Сергея Представляю Вашему вниманию современных украинских авторов – Сергей и Марина Дяченки. Рассмотрим их произведение – “Долина Совести”. На первый взгляд показана довольно избитая тема – связь между людьми, умение привязывать к себе людей. Есть главный герой, Влад – обаятельный парень, умеющий “удерживать” возле себя любое количество нужных, или ненужных ему людей. Казалось бы, ничего нового […]...
- Своеобразие гуманизма Федора Достоевского В 1866 году Достоевский пишет роман “Преступление и наказание”. В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как же она решается в романе? Сюжет романа таков: молодой студент Родион Раскольников, сам бедствующий и страдающий от сознания бедствий матери и сестры, решается на убийство […]...
- Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь. Прежде чем впервые взять в руки Достоевского, я уже знала мнения многих людей об этом писателе, мнения самые разнообразные, но […]...
- Реализм О. де Бальзака Становление французского реализма, начиная с творчества Стендаля, происходило параллельно с дальнейшим развитием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французского романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г. В целом же следует […]...
- Итоговый урок по творчеству Ф. М. Достоевского Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода “Признание Раскольникова Соне”. 2. Инсценировка “Критики о Достоевском”. 3. Сообщение “Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести””. 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда ” Преступление и наказание” (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- Герои Достоевского Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего человеческого достоинства, решительно защищают его от […]...
- “Жестокий” реализм В. Астафьева Публицистическое начало ощутимо в повести В. Астафьева “Печальный детектив”, но главное, что определяет это произведение, -“жестокий” реализм. Проза “жестокого” реализма беспощадна в изображении ужасов повседневной жизни. В повести сконцентрированы криминальные эпизоды из жизни заштатного городка Вейска, причем в таком количестве, что кажется неправдоподобным, чтобы на столь малом географическом пространстве было сосредоточено столько негативного, столько грязи, […]...
- Мертвый дом Федора Достоевского Идеи меняются, сердце остается одно. Ф. Достоевский “Записки из Мертвого дома”, вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, здесь ключ к их образно-идейному миру. Здесь вполне явлен и новый угол зрения писателя на […]...
- Классический реализм и его художественная специфика Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. “телесный”, “конкретный”, “материальный”, “вещевой”) возникнет лишь в конце XIX ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Великие реалисты XIX ст. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная со временем появления реализма. Когда он […]...
- “Бедные люди” – первый роман Ф. М. Достоевского Достоевский родился в Москве, в семье врача. По воле отца он поступил в инженерное училище, хотя не испытывал никакого интереса ни к Профессии инженера, ни к военной службе (училище готовило военных инженеров). Через год после окончания училища Достоевский вышел в отставку и более никогда не был на официальной службе. Он решил посвятить себя литературе. По-разному […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- О повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевского Достоевский связывал свои мечты о “золотом веке” не с революцией и социализмом, а с идеалами мирного и братского объединения всех людей как основой прекрасного будущего человечества. Герой “Записок…” разрывает все связи с людьми, обрекая себя на полную изоляцию. Но он сам же глубоко страдает от своего одиночества. Под маской гордого индивидуалиста скрывается внутренне слабый и […]...
- Гипертрофированное сознание героев Достоевского Своих персонажей Достоевский изображает в этих двух крайностях: “роковом для нас круговороте судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения” и в жажде восстановления душевной гармонии, “самосохранения и покаяния”, и в этих двух процессах душевное состояние дается в крайне заостренной степени. Об этой особенности Достоевского – художника и мыслителя писал Андрей Белый: “А ведь несомненно: для Достоевского […]...
- Замысел романа Достоевского “Преступление и наказание” Замысел “Преступления и наказания” возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений, характерных для русской действительности середины 60-х годов. Рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, смещение нравственных норм, “шаткость в понятиях”, эгоцентризм и анархическое своеволие буржуазных дельцов и крайняя беспомощность “униженных и оскорбленных”, способных только к стихийному и индивидуалистическому бунту,- все эти […]...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...
- Фантастический гротеск в творчестве Фридриха Дюрренматта Дюрренматт заметил однажды, что “парадокс – феномен сегодняшнего мышления. Сегодняшняя драматургия – драматургия парадоксов”. Это определение целиком можно применить и к его пьесам. В них парадокс – не просто остроумная игра, а средство приблизиться к болезненным проблемам современной эпохи. “В парадоксальном, – отмечал швейцарский драматург, – показывается действительность”. Дюрренматт писал комедии. Он считал, что лишь […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (1821-1881) Место Достоевского в истории русской и мировой литературы. Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Смерть матери, отца. Участие в кружке Петрашевского. “Бедные люди” (1845 г.) – первая повесть Достоевского. Каторга (Тобольск, Омский острог. Семипалатинск). Путь к вере. Возвращение после смерти Николая 1. Переезд в Тверь. “Село Степанчиково и его обитатели” (публикация в журнале “Отечественные […]...
- Место Петербурга у Достоевского Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался “самым Фантастическим городом с самой фантастической историей”, “самым отвлеченным И умышленным городом на всем земном шаре”. Об этом сказано в “Зимних Заметках о летних впечатлениях” (1863) и в “Записках из подполья” (1864). Как это было у Гоголя, фантастика и “умышленность” Петербурга, так остро Почувствованные Достоевским, […]...