Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве)
В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. писателем, правдиво отражающим действительность?
В конце 1868 г. Достоевский писал А. Н. Майкову: “Совершенно другое я понятие имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и
Пересказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, – да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! Это-то и есть реализм, только глубже, а у них мелко плавает”.
Спустя несколько месяцев Достоевский обращается с той же мыслью в письме к Н. Н. Страхову: “У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве – авт.), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным,
Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив”.
Самооценка Достоевского справедлива. Представление об искусстве как унылом копировании обыденной действительности ему всегда было чуждо. Он признавал себя реалистом, но в особом смысле.
Свой реализм писатель называл “фантастическим”, но не потому, что он противостоял реальной действительности, а потому, что был основан на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания, самым запутанным, “фантастическим” явлениям духовной жизни человека.
Об американском писателе Эдгаре По Достоевский писал: “Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое состояние и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностью рассказывает он о состоянии души этого человека”. Эти соображения вполне можно отнести и к творчеству гениального русского писателя.
Related posts:
- Феномен “другой прозы”. Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или “подполья”) требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей “роднит” одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь […]...
- Фантастический реализм в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1. Роман М. А. Булгакова – уникальное произведение русского реализма. 2. Сочетание реальности и фантастики в романе. 3. Нравственно-философский смысл романа. М. А. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита” с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского […]...
- Реализм Достоевского Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова – так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой. Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще […]...
- Фантастический гротеск в творчестве Фридриха Дюрренматта Дюрренматт заметил однажды, что “парадокс – феномен сегодняшнего мышления. Сегодняшняя драматургия – драматургия парадоксов”. Это определение целиком можно применить и к его пьесам. В них парадокс – не просто остроумная игра, а средство приблизиться к болезненным проблемам современной эпохи. “В парадоксальном, – отмечал швейцарский драматург, – показывается действительность”. Дюрренматт писал комедии. Он считал, что лишь […]...
- Какие русские писатели поднимали в своем творчестве проблему маленького человека? Гоголь считал себя учеником А. С. Пушкина. Поэтому вслед за учителем он развил в своем реалистическом творчестве тему “маленького человека”. Сравним героя рассказа “Шинель” Акакия Акакиевича Башмачкина с Самсоном Выриным, персонажем повести “Станционный смотритель”, проникнутой любовью и сочувствием к маленькому человеку. Как Самсон Вырин для Пушкина был не всеми обижаемый станционный смотритель, не горький пьяница, […]...
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
- Паустовский о своем творчестве Мне кажется, что одно из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность. Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека, в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, – нелепо. Такое требование можно объяснить только невежеством. Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к “грубой” жизни и любви к ней. Во всех областях […]...
- РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА Произведения А. И. КупринА поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель де- лает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристокра- тию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самы- ми разными людьми. Куприн изъездил всю Россию, меняя од- ну профессию […]...
- Герои Достоевского (о творчестве Ф. М. Достоевского) Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может (и в конечном счете – должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего […]...
- Реализм в творчестве А. Куприна (на примере “Гранатового браслета”) В начале 20 века в русской литературе становятся ощутимыми достижения писателей критического реализма, среди которых Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко создавшие лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и “маленький” человек с его повседневными заботами. Кроме того, в эти годы приобретают всероссийскую известность писатели-реалисты нового поколения: В. Вересаев, А. […]...
- Какие новые идеалы отстаивает Маяковский в своем творчестве? Каким хотел бы видеть новый мир поэт? Какие новые идеалы отстаивает поэт в своем творчестве? (На материале поэзии Маяковского 1920-х годов.) В 1920-е годы Маяковский серьезно пересмотрел формы и содержание своего творчества. Эволюция прослеживается в изменении ритмики и стилистики: они стали проще, традиционнее, сохранив присущий Маяковскому эмоциональный подъем, юмористические интонации с ироническим подтекстом, ораторские обороты […]...
- Обращения Пушкина в своем творчестве к Горацию и Державину Но была еще одна, более существенная причина обращения Пушкина к Горацию и Державину. Гораций, как и многие его современники, был убежден, что другие государства могут, подобно древнеегипетскому, исчезать с лица земли, но только Рим – вечен; империя римская, ее государственные установления, господствующая религия, римская речь не исчезнут никогда. Поэтому и вечность своей поэзии он соизмерял […]...
- РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: “реализм правдиво изображает реальность”. Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского “Недоросля”, и державинскую “Фелицу”, и карамзинскую “Бедную Лизу”, и уж тем более “Путешествие из Петербурга в Москву” неистового Радищева отнесем к реализму – потому […]...
- На чем основывается утверждение Ф. М. Достоевского, мастера реалистического романа, что “самую сущность действительности” для него составляет “почти фантастическое и исключительное”? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Часто называют фантастическим реализм Достоевского. С подобным мнением сложно не согласиться, по той причине, что в его произведениях сочетаются, одновременно, реальные события и вымысел, бытовые моменты жизни и мистика, комичные и трагические ситуации. По мнение самого Достоевского, он обладал собственным, и при этом особенным взглядом на действительность. Большинство людей подобное могут расценивать, как почти фантастические […]...
- Реализм и романтизм в творчестве А. И. Куприна А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда […]...
- Жанр романа (о творчестве Ф. М. Достоевского) Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Роман (бессмертное произведение)ы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное […]...
- Романтизм и реализм в литературе 19 века < p>Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм. < p>Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения […]...
- Символизм и реализм Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани. Творческому методу Достоевского, который он сам называл “реализмом в высшем смысле”, исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе “символический реализм” или “реалистический символизм”. Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но […]...
- Романтический реализм в творчестве Горького В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь, но – главное – свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей. Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем Реализма в […]...
- Социалистический реализм Социалистический Реализм – направление, считавшееся в советское время вершинным достижением “передового” литературного развития и, соответственно, образовавшее магистральное русло литературы СССР. В советском пространстве господствовал с 1930-х до 1980-х гг. Официальное советское литературоведение усматривало в нем “эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, которую определила эпоха борьбы за основание и строительство социалистического общества”. Эстетический канон […]...
- Пророческое слово Достоевского (о творчестве писателя) На литературных вечерах Достоевский любил читать пушкинское стихотворение “Пророк”. Голос у писателя был слабый, но в залах обычно стояла такая напряженная тишина, что не терялось ни единое слово. Создавалось впечатление, что Достоевский вкладывал в чтение частичку самого себя, к себе применял гордые слова: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря […]...
- Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Для ответа на вопрос обратитесь к поэтическому творчеству А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака. В качестве примеров масштабного изображения эпохи приведите […]...
- Мир Гончарова (о жизни и творчестве писателя) И. А. Гончаров был убежден: дело литературы – изображать лишь то, что уже сложилось и отстоялось в жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”, поэтому и сюжеты всех его романов развиваются сравнительно медленно, спокойно, постепенно. В них почти нет резких поворотов действия, запутанной интриги, авантюрных […]...
- Классический реализм и его художественная специфика Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. “телесный”, “конкретный”, “материальный”, “вещевой”) возникнет лишь в конце XIX ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Великие реалисты XIX ст. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная со временем появления реализма. Когда он […]...
- Реализм – литературно-художественное направление Реализм – литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, […]...
- Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа “Преступление и наказание”) 1.”Проклятые” вопросы Ф. М. Достоевского. 2. Раскольников – сильная личность или “тварь дрожащая”? 3. Закон нравственный превыше всего. Творчество Ф. М. Достоевского – огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл его духовных исканий, так как они сопряжены […]...
- Влияние Достоевского-художника на творчестве Цвейга Очерк о Достоевском, вошедший в книгу “Три мастера”, не единственное произведение, посвященное ему Цвейгом. Еще до начала работы над ней, в 1913 г., Цвейг опубликовал написанную дифирамбическими стихами историческую миниатюру “Мученик” (в русском переводе – “Смертный миг”) о переживаниях Достоевского в минуты инсценировки смертной казни над петрашевцами, переживаниях, которые Цвейг восторженно уподобляет переживаниям Христа на […]...
- Классический реализм в литературе Новое направление – последовательная противоположность романтизма. На каждый тезис предыдущего стиля он ответил антитезой. Писатели-Реалисты сосредоточились на самых злободневных (хотя и прозаичных) повседневных проблемах, довольно глубоко и разносторонне исследовали материальную грань мира и человека как общественного и биологического существа, но и проявили традиционное впадение в крайности, узкое миропонимание. Если романтик концентрировал основное внимание на внутреннем […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему […]...
- ОТРАЖЕНИЕ СЛОЖНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта… В. Г. Белинский Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “пршш-.. мать” или […]...
- Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “принимать” или “не принимать” Достоевского? Спросите любую, самую небольшую группу читателей: “Любите ли вы Достоевского?”, и непременно голоса разделятся. Найдутся прямые поклонники и энтузиасты, которые скажут, что тут никаких трудностей нет. Другие начнут объяснять свою неполную любовь к писателю, хорошо сознавая, […]...
- Реалистические тенденции в творчестве Пушкина, Лермонтова ХIХ столетие, еще в самом его начале, русской поэт Е. Баратынский пророчески назвал “железным”, а тем, кому довелось тогда жить, предрекал “промышленные хлопоты”. В историю человечества XIХ столетие вошло как время бушующих изменений и в духовной, и в материальной культуре. Но “промышленные хлопоты”, технические перевороты в областях производства не уменьшили потребность человека в духовной культуре. […]...
- Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро […]...
- Реализм О. де Бальзака Становление французского реализма, начиная с творчества Стендаля, происходило параллельно с дальнейшим развитием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французского романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г. В целом же следует […]...
- Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Это грустная дума о нашем времени. В. Г. Белинский “Герой нашего времени” многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще своего значения для автора “Демона” и “Мцыри”. Преимущественное внимание к внутреннему миру человека, аналитический способ его раскрытия, психологический самоанализ героя, некоторая загадочность его прошлого, контрастность характеров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в композиции, заметно выраженный […]...
- Фольклорные традиции в творчестве Достоевского В поэтике Достоевского цветы могут стать и косвенной характеристикой индивидуальных особенностей героев. В “Униженных и оскорбленных” больная Нелли любит, когда ее выводят в небольшой весенний садик с “только что распустившейся сиренью”. А когда Маслобоев подарил ей букет сирени, “она очень обрадовалась и с наслаждением поглядывала на цветы, которые поставили перед ней в стакане”. Согласно “языку […]...
- Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева “Бежин луг” Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе всего цикла, так и в границах отдельного очерка. Эту гармонию могут не почувствовать читатель и исследователь, если пейзажи будут выхвачены из того […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- Реализм как литературное направление Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке “Среда”, а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства “Знание” (одним из его владельцев […]...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...