Фантастические романы Артура Кларка

Англичанин Артур Чарлз Кларк (р. 1917), как и Азимов, не только писатель, но и ученый, убежденный сторонник “твердой” НФ, увлеченно развивающий просветительные традиции Жюля Верна. Он окончил Лондонский Королевский колледж по отделению математики и физики; во время войны руководил испытаниями первых радиолокационных установок; в 1945 году первый предложил и детально описал систему глобальной связи с помощью искусственных спутников Земли.

Позднее А. Кларк – председатель Британского общества межпланетных проблем, член Академии астронавтики

и многих научных обществ. С 1956 года он живет и плодотворно работает в Коломбо, столице Шри Ланка (Цейлон). В 1961 году А. Кларку за популяризацию науки была присуждена международная премия Калинги.

Всего им написано более 50 книг, среди них – романы и несколько сборников научно-фантастических рассказов. Многие из своих гипотез А. Кларк попытался обосновать в известной прогностической книге “Черты будущего” (1962).

В свете новейших космических исследований отдельные произведения Кларка – “Пески Марса” (1951), “Лунная пыль” (1961) – выглядят несколько устаревшими, но искусство сюжетного

построения и социальный оптимизм автора не дают им пылиться на книжных полках: Пески Марса. Перспектива освоения Мирового океана – тема романа “Большая глубина” (1957). Писатель с полным знанием дела обрисовал гигантское подводное хозяйство будущих тружеников моря: пастухи, пользуясь подводными лодками, обслуживают стада китов и кашалотов, подводные земледельцы выращивают хлореллу и питательные водоросли на миллионах гектаров морских плантаций, перерабатывающие фабрики производят продукты из китового мяса и жира.

К “Большой глубине” примыкает “Остров дельфинов. Повесть о морском народе” (1963), изображающая повседневную работу Международной научно-исследовательской станции на одном из островов Барьерного Рифа. Коллектив научных сотрудников, возглавляемый советским профессором, занимается изучением дельфинов. Ученые поняли их язык и намерены превратить послушных животных в разведчиков океанских глубин.

Из романов Кларка с далеким полетом фантазии изданы “Космическая одиссея 2001 года” (1968), пер. Я. Берлина, поражающая скрупулезным обоснованием цепи причин и следствий, продуманностью мельчайших деталей космического путешествия в неведомое, контактов с таинственным инопланетным Разумом, и “Свидание с Рамой” (1973). Сюжет этой книги обусловлен неожиданным появлением в пределах Солнечной системы гигантского космического корабля неизвестного

Сначала был написан сценарий одноименного фильма Стэнли Кубрика, имевшего колоссальный успех, и затем из сценария сделан роман происхождения и назначения. Подробное исследование звездолета и деятельность межпланетного совета ученых – две переплетающиеся линии напряженного действия. Космический корабль Рама – это “остров”, полный тайн, многие из которых так и остались неразгаданны ми…

С неиссякаемой темой контактов связаны и другие произведения: любопытный роман “Огненный цикл” (1957) американца Холла Клемента (р. 1922), обладающего редкой способностью из допущения необычных закономерностей – действие происходит ва далекой планете с очень странными по нашим понятиям физическими константами – выводить все мыслимые последствия, на которых и держится сюжет; более привычный по манере и научным идеям роман американского антрополога Чэда Оливера (р. 1928) “Ветер времени” (1957), пер.

Н. Рахмановой, предисл. Е. Парнова (“Мир”, 1965), развивающий антропоцентрическую гипотезу эволюции разумной жизни во Вселенной: мыслящие существа в приблизительно сходных условиях неминуемо должны принять человеческий облик. Тех же взглядов придерживаются и некоторые советские авторы, среди них И. Ефремов. Но отсутствие прямых доказательств делает правомерной и противоположную точку зрения, которую, в частности, отстаивает крупнейший английский астрофизик и небезызвестный писатель-фантаст Фред Хойл (р.

1915). В его романе “Черное облако” живое существо, совершенно необычное по земным меркам, не нуждается даже в планете, на которой могло бы жить, предпочитая носиться в космосе, “Главная опасность,- утверждает автор в предисловии к русскому изданию,- видеть слишком мало. Будущее всегда замечательно именно тем, что оно открывает нечто совершенно непредвиденное.

Двадцатое столетие поразило бы людей восемнадцатого не теми достижениями, которые уже можно было предугадать, но такими совершенно неожиданными явлениями, как например, радиоволны”.

Из французских фантастов популярен Франсис Карсак (псевдоним видного антрополога Франсуа Борда, р. 1919). Он уверенно продолжает классические традиции гуманистической юношеской фантастики. Прогрессивная идейная направленность соединяется в его приключенческих романах с живостью, остроумием, типично “французской” легкостью изложения. Карсак – убежденный оптимист, верящий в торжество добрых начал, в непреоборимую силу Разума.

Почти во всех его произведениях устанавливаются дружеские контакты между инопланетными цивилизациями. В романе “Робинзоны космоса” (1955) – (“Мысль”, 1965) – он повторяет исходную ситуацию и некоторые сюжетные положения “Гектора Сервадака” Жюля Верна: в результате столкновения с космическим телом кусок Земли вместе со всеми обитателями уносится в мировое пространство. Присоединенные к другой планете люди находят там разумную жизнь и вступают в общение с “кентаврами”. Идея мирного сосуществования – главная в творчестве Карсака – получает дальнейшее развитие во взаимосвязанных романах “Этот мир наш” и “Пришельцы ниоткуда”, где рамки стремительного действия раздвигаются безгранично – до галактических масштабов.

Изображая победу гуманоидных цивилизаций над агрессивными существами небелковой структуры, Карсак поэтизирует созидательную и преобразующую деятельность объедн-. ненных человечеств, для которых сохранение мира на бесчисленных планетах Млечного Пути становится непреложным законом. Обычными для Карсака гуманными идеями проникнут и космический приключенческий роман “Львы Эльдорадо”, изданный в одной книге с более ранним – “Бегство Земли”, который написан с меньшим мастерством, но интересен по замыслу. Чтобы избежать гибели (предстоящий взрыв Солнца), люди далекого будущего превращают Землю в общечеловеческий межзвездный корабль и после многих перипетий достигают другого светила. (Все четыре романа переведены Ф. Мендельсоном.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фантастические романы Артура Кларка