Фантастические произведения Лема
Станислав Лем родился в 1921 году во Львове в семье врача. Здесь он кончил среднюю школу и до 1941 года учился в медицинском институте. В годы гитлеровской оккупации работал механиком.
После войны Лем репатриировал в Польшу. В 1948 году кончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове, где живет и поныне. В 1951 году вышел в свет его первый научно-фантастический роман “Астронавты”, в 1955 году – социально-утопический роман “Магелланово облако”, в 1954 и 1957 годах – два сборника фантастических рассказов, куда входят “Звездные
Из других сочинений Лема упомянем появившиеся в разные годы циклы рассказов “Вторжение с Альдебарана”, “Сезам”, гротескно-юмористические “Сказки роботов”, “Кибериада”, романы и повести “Эдем”, “Возвращение со звезд”, “Солярис”, “Непобедимый”, “Голос неба”, автобиографическую книгу “Высокий замок”, философские работы “Диалоги”, “Сумма технологии”, “Философия случайности”, теоретическое исследование “Фантастика и футурология” и др.
Писатель очень серьезный, оригинально
Художественная палитра Лема столь же многообразна, как и его знания. В лучших произведениях Лема захватывающе интересная фабула, острые психологические конфликты, драматические повороты действия держат в плену любого читателя независимо от того, сможет ли он оценить всю глубину замысла, уловить спорность исходных посылок и парадоксальность конечных выводов. Особенность Лема еще и в том, что он не позволяет себе ни в чем повторяться.
Отсюда поиски новых жанров и не традиционных изобразительных средств. Любопытные эксперименты фантаста – воображаемые научные рефераты, статьи и рецензии ученых будущего, написанные в иронически-пародийном ключе, (сборники “Идеальный вакуум”, “Мнимое величие”). Но как раз эти книги не принесли ему большого успеха. “Я не хотел бы быть ни “трудным”, ни “доступным для избранных” писателем, и все, что я думаю, я пытаюсь выразить так просто, как только могу,- к сожалению, мне это не всегда удается”,- ответил Лем на упреки читателей за отход от прежней литературной манеры. Всякую фантастическую ситуацию Лем может довести до логического предела, граничащего с абсурдом.
Он дает работу мысли, заставляет думать и спорить. Но тренировка ума никогда не является для него самоцелью. В подтексте остается идейная задача, ради которой и написана та или иная вещь.
Взять, например, “Звездные дневники Иона Тихого”. В этих рассказах о баснословных похождениях “космического Мюнхгаузена” Лем преследует пародийные и сатирические цели. Остроумно пародируя стиль и художественные приемы мировой сатирической литературы от Рабле до Чапека, но прежде всего – “Мюнхгаузена”, писатель высмеивает набившие оскомину штампы и трафареты современной фантастики, реакционные политические доктрины, религиозные предрассудки, демагогические методы одурачивания и запугивания народных масс, потребительскую психологию обывателей и т. д. Ийон Тихий – “знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь и первооткрыватель восьмидесяти тысяч трех миров, доктор университетов обеих Медведиц, член Общества Охраны малых планет и многих других обществ, кавалер орденов Млечного Пути и туманностей…” – делится воспоминаниями о своих великих открытиях, удивительных приключениях и встречах с жителями других планет…
Вообще юмористика занимает заметное место в творчестве Лема. Остроумные “Сказки роботов” и забавная “Кибериада” соединяют в один сплав пародию с гротеском, причудливую изобретательность с глубокомысленным озорством. Но более доступны подросткам блестящие рассказы о приключениях звездного навигатора Пиркса, которые можно считать образцом художественного исследования поведения человека в космосе.
Важнейшие темы романов – “Эдем”, “Солярис”, “Непобедимый”, “Голос Неба” – разные формы жизни во Вселенной, грядущие контакты и трудности взаимопонимания. Но это книги для взрослых. В детскую же литературу, кроме “Звездных дневников”, “Навигатор Пирке” и некоторых кибернетических рассказов, входят ранние романы Лема: “Астронавты”, и “Магелланово облако” (1955) . Вслед за другими фантастами Лем приглашает читателей совершить путешествие на Венеру. Действие в “Астронавтах” происходит в 2003 году.
На Земле наступила коммунистическая эра: “Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжелая, напряженная и великая эпоха справедливого преобразования мира. Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли”.
Писатель тщательно обосновывает теоретические принципы межпланетного полета, с увлечением объясняет сложное устройство ракетного корабля:, создает запоминающиеся образы участников экспедиции, описывает полет “Космократора” и приключения на Венере.
Венера оказалась мертвой планетой. В результате истребительной атомной войны от высокой цивилизации ничего не осталось, кроме страшных развалин, а от разумной жизни сохранился лишь печальный след – две тени на стене… Роман звучит как предупреждение против атомной катастрофы.
В этом глубокая мысль и жизнеутверждающий пафос книги. “Астронавты” – образец реалистической фантастики, подчиняющей старые приемы научно-приключенческого повествования новому идейному содержанию.