Фамусовское общество в изображении А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство.
Таким образом, в комедии столкнулись два века – “век нынешний” и “век минувший”.
” Век минувший” олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного барина, в доме которого происходит
Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак.
Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки – девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: “В работу вас, на поселенья вас!” Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная
Главное для фамусовского общества – это богатство. Их идеалы – люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был “почтенный камергер”, “с ключом”, “богат и на богатой был женат”.
Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он “золотой мешок и метит в генералы”.
Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов – “управляющий в казенном месте”. Он занимается делами очень неохотно.
По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них “противуречье есть, и многое недельно”. Павел Афанасьевич считает: “Подписано, так с плеч долой”. В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки…”
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они “низкопоклонники и дельцы”, “льстецы и подхалимы”.
Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: “Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: ” Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…”, “Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…”
Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что “ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только “для больших оказий”. Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык.
Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь “ни звука русского, ни русского лица”.
Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически.
Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.