Фамусовское общество в изображении А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство.

Таким образом, в комедии столкнулись два века – “век нынешний” и “век минувший”.

” Век минувший” олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит

дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб.

Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак.

Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки – девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: “В работу вас, на по­селенья вас!” Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная

на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: “Послушай, вольности ты лишней не бери!”

Главное для фамусовского общест­ва – это богатство. Их идеалы – лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был “почтенный камергер”, “с клю­чом”, “богат и на богатой был женат”.

Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он “золотой мешок и метит в ге­нералы”.

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов – “управляющий в казенном месте”. Он занимается делами очень неохотно.

По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них “противуречье есть, и мно­гое недельно”. Павел Афанасьевич считает: “Подписано, так с плеч до­лой”. В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки…”

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они “низкопоклонники и дельцы”, “льстецы и подхалимы”.

Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: “Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: ” Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…”, “Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…”

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что “ученье – вот чума, уче­ность – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений”. А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только “для больших оказий”. Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык.

Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь “ни звука русского, ни рус­ского лица”.

Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически.

Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фамусовское общество в изображении А. С. Грибоедова “Горе от ума”