Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова

“Мастер и Маргарита”, в основе которого постижение смысла произведения через анализ его художественной символики. Как правило, роман Булгакова “Мастер и Маргарита” изучается на уроке по традиционной схеме: сначала рассматриваются сюжет и композиция, затем – образы, после чего на основе собственного жизненного опыта ученики, безусловно, не без помощи учителя, пытаются дать им оценку, выйти к пониманию основных идей, заложенных в произведении. И лишь после определения философской сути романа анализируется (и то не всегда) его

стиль, в том числе – как один из компонентов стиля – символика.

Аспирантка Московского педагогического государственного университета М. И. БЕССОНОВА предлагает другой путь: идти к подтексту, к глубинному смыслу произведения через анализ основных символов. Благодаря этому методическому приему (а также иной, чем в традиционном литературоведении, трактовке смысла некоторых основных символов) роман открывается с новой, иногда неожиданной стороны. Меняются уже ставшие привычными оценки образов героев, углубляется понимание философской концепции романа, проясняются многие спорные моменты.

В начале

урока учитель несколько минут отводит на актуализацию уже имеющихся у учеников знаний о понятии символа в литературоведении (символ – художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, переживание). Напоминает, что в роли символа чаще всего выступают:

Природные явления; объекты планетарного или космического масштаба; предметные детали; цвет; звук; образ героя.

После приведенной классификации следует уточнение: у Булгакова встречаются все виды символов, однако наибольшее значение для постижения философской концепции романа имеют образы-символы природных явлений. Именно они станут предметом анализа настоящего урока, ключом к постижению смысла романа и пониманию поведения его героев.

Учитель подчеркивает, что булгаковская символика очень своеобразна. Значение символов, созданных писателем, часто нельзя разгадать с первого взгляда, потому что они не всегда совпадают с традиционными. Даже в тех. случаях, когда Булгаков обращается к общеизвестному, в их трактовку он вносит уже новые смысловые оттенки.

Булгаковский символ часто выступает как символ-лейтмотив. Появляясь в ситуациях, на первый взгляд, различных, но связанных общей авторской мыслью, он помогает выявить отношение автора к описываемому, понять его позицию по отношению к способам решения поднятых в романе проблем. Поэтому для внимательного и вдумчивого читателя булгаковские символы – это как бы вехи, указания на пути к осмыслению философской сути романа.

После вступительной мини-лекции о символе учитель переходит непосредственно к анализу произведения, предварительно выяснив, как одиннадцатиклассники понимают сформулированное литературоведами определение “Мастера и Маргариты”: роман В романе. Ученики отвечают, что в романе о мастере и Маргарите есть еще одно сочинение – роман самого мастера о Пилате. Из сказанного вытекает, что действие в произведении развертывается как бы в трех временных И пространственных планах.

Первый план – ЭТО Москва, вторая четверть XX века, второй – Ершалаим, начало нашей эры. И третий – вне земного времени и пространства, где сливаются обе сюжетные линии романа,- вечность. Ученикам предлагается сравнить описания Москвы и Ершалаима и ответить на следующие вопросы: Нет ли между Москвой и Ершалаимом какого-либо внешнего сходства? Нельзя ли указать общие повторяющиеся символы (обратив внимание на природные явления)?

Какими словами автор описывает их?

Учитель обобщает отмеченное учениками: В Москве и в Ершалаиме стоит необычайно сильная, неестественная для этого времени года жара. Эта жара сменяется страшной, чрезвычайно сильной грозой, во время которой тьма накрывает город. В Ершалаиме бушует даже не гроза, а ураган, такой силы, что он, “как трость” (290- 291) ломает кипарис…

Какие чувства вызывает эта обстановка? Как ее можно назвать? Если ученики затрудняются с ответом на второй вопрос, можно предложить им найти в сне Ивана (в эпилоге) описание тучи: “Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф. Слово найдено: и в Москве, и в Ершалаиме на наших глазах возникает атмосфера мировой катастрофы.

Что же это за катастрофа? Что происходит в Ершалаиме? Ученики отвечают, что в Ершалаиме казнят Иешуа, т. е. убивают невинного человека, который не сделал “никому в жизни ни малейшего зла”.

Вопрос о Москве может вызвать затруднение. В этом случае ученикам предлагается вспомнить историческую обстановку 30-х годов, которая нередко воспроизводится в романе при помощи намеков, подтекста:

Исчезновение людей из “нехорошей” квартиры; восприятие исчезновения человека как арест (так, Степа Лиходеев, увидев, что комната Берлиоза опечатана, не сомневается, что тот арестован. Римский точно так же объясняет себе исчезновение Варенухи. Поплавский сразу догадывается, куда делись председатель и секретарь жилто-варищества по одному тоскливому взгляду и смятению собеседника и т. д. ); готовность человека к аресту, “хотя бы на то и не было основательных причин” (2) (Маргарита, “услышав, что Азазелло послан к ней “по делу”, … “догадывается”: “Вы меня хотите арестовать?” (3); направление здоровых людей в психиатрическую лечебницу (Ивану, в глазах которого Рюхин не видит “решительно никакого безумия (67), ставят диагноз “шизофрения” так же, как, вероятно, и Никанору Ивановичу, который, может быть, и нуждался в помощи невропатолога, но не психиатра); воздействие на психику людей (наркотики, гипноз, средства массовой пропаганды, распространявшие точку зрения следствия); арест людей по непроверенному доносу (достаточно буквально одного слова Босого, чтобы Пятнажко арестовали).

Далее учитель вместе с учениками прослеживает воздействие “эпохи”, а точнее, “власти” на судьбу конкретного человека. Ярче всего это видно на примере мастера.

Учитель. Перед нами талантливый писатель. Он создает не просто роман – это Истина, угаданная им (“О, как я все угадал!” Истину он хочет донести до людей.

Но ему не дают это сделать. Роман еще не опубликован, но на него уже обрушилась лавина клеветнических статей. Злопыхатели организуют настоящую травлю мастера.

По доносу Алоизия (а, возможно, донос был только поводом) его арестовывают. Доведенный до психического заболевания, искалеченный духовно, мастер отказывается от борьбы, отрекается от своего романа, от любви, от самого себя и добровольно направляется в клинику Стравинского. И в Москве, и в Ершалаиме творятся чудовищные преступления. Но и казнь Иешуа, и вообще все, что происходит в этих городах,- события в мире людей.

Почему же признаками катастрофы служат природные явления – жара, туча, тьма, гроза?

Булгаков считает нравственный закон вечным законом Вселенной, и поэтому нарушение его вызывает дисгармонию и в мире Природы. Таким образом, жара, туча, пришедшие за ней тьма и гроза – не случайные погодные явления. Зло, совершаемое людьми, как бы постепенно накаляет атмосферу; и жара является символом накопления некоей критической массы (ее зримое выражение – туча), вслед за которым происходит взрыв возмущения Природы: гроза.

Словно переполняется какая-то небесная чаша терпения, и на землю низвергаются потоки воды, вызывающие ассоциацию со всемирным потопом, посланным в наказание за грехи человечества. Однако у Булгакова Бог не карает людей, они сами вызывают катастрофу, нарушая изначальные, естественные законы Природы, Космоса.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова