Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константинове Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы.

Изба крестьянская, Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий

свет, Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом, поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… ……………………………………….. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. ……………………………………….. Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.

Пройдут годы, но и спустя десять лет в “Руси советской” он напишет о своем

преклонении перед Россией:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.

Деревенская Россия для Есенина – это не только крестьянская хата, но и природа, которая ее окружает. Мир природы у него необыкновенно красочен: здесь и “розовый закат”, и багряные кусты, и снег лучистый, и “алый свет зари”, и “вечер голубой”, и “синий плат небес”, и “роща золотая” – все яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя русская природа.

Поэт писал: “Россия – какое хорошее слово. И “роса”, и “сила”, и синее что-то”. Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой ее образ с небесами и водной гладью:

Не видать конца и края –

Словесный образ, по мнению поэта, отражает “узловую завязь природы с сущностью человека”:

Облетает моя голова, Куст волос золотистых вянет…

Каждый поэтический образ определен жизнью, в нем слышится диалог Поэта с Миром:

Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Покидая деревню, “голубую Русь”, поэт начинает чувствовать этот разрыв, который с годами станет разрывом трагическим.

Все дальше и дальше уходя от своей малой родины, Есенин меняется сам, меняется и его поэзия, ее язык. Исторические события, изменившие всю жизнь России, отразились и в есенинской поэзии. Романтический образ “голубой Руси” постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской. Революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта.

Вернувшись в родное село, он уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры:

Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Возвращение поэта в свой тихий край состоялось после всех “бурь и гроз” жизни. Он вспоминает “голубую Русь”, дышащую запахами “меда и роз”:

Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз…

Поэт пытается осмыслить всю свою жизнь с позиций зрелого человека, хочет разобраться в том, что произошло в стране, и, казалось бы, принимает “все, что было и не было”.

Утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, он приходит к мудрому пониманию счастья: “Счастлив тем, что я дышал и жил”.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обреченности. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, он воспринимает свой уход как такой же естественный Процесс, что и увядание в природе. Но кроме мотива угасания в последних двух строках каждой строфы слышатся прекрасные воспоминания о молодости и всплывает нетленный образ “страны березового ситца”.

Так в последние годы своей короткой жизни Есенин возвращается к своей малой родине, к своей деревенской Руси, которой остался верен до смертного часа.

Поэзия Е. отличается необыкновенн. целостностью, так как все в ней – о России. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил поэт. Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик.

Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Е. понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить”, – и одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, “чувство Родины”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина