“Евгений Онегин” величайшее творение Пушкина
Первые строфы “Евгения Онегина” возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском. “Евгений Онегин” писался Пушкиным более семи лет. “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, в нем нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал. Следует также помнить, что роман начат был им в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского
И если первые песни “Евгения Онегина” проникнуты жизнерадостными настроениями, то в последующих песнях постепенно усиливаются трагические мотивы. Роман явился
С душою, полной сожалений, И опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений, Как описал себя пиит. Все было тихо; лишь ночные Перекликались часовые; Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг… А. С. Пушкин
Для Пушкина плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
“Евгений
В “Евгении Онегине” показаны и столица, и провинция, и деревня, и город. Вспомните описание петербургского утра, намечающее содержание физиологических очерков 40-х годов:
Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит…
Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни, крестьянства. Онегин “ярем барщины старинной оброком легким заменил”, Гвоздин – “хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”. Судьба няни Татьяны освещает крестьянский семейный быт.
Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года.
На этом широком фоне воссоздана в “Евгении Онегине” драматическая судьба лучших людей пушкинского времени – передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа – Евгении Онегине и Ленском.
Образ Евгения Онегина обобщает собой все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее, чувства его охладели. Но теперь перед нами не условный романтический герой.
Онегин – социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой конца 10-х – начала 20-х годов.
Хотя Онегин учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях поэт отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVIII в. Вместе с тем Онегин – сын своей среды.
Он вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки, жертвой которых становится Ленский. Онегин живет “без цели, без трудов”. Его охлажденный ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его.
В Онегине есть “души прямое благородство”, он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он презирает людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства, резкость политического протеста ему не присущи, как грибоедовскому Чацкому. В деревне Онегин ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой; его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.
Все же в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это еще не совсем потухший, охладевший ко всему человек, и нем еще кипят силы жизни, что, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. В герое пушкинского романа слились самые различные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождается “лишний человек”, что будет роднить его с Печориным, потом развернется в персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.
В противоположность Онегину в образе Ленского нарисован другой – романтический тип дворянской интеллигенции 20-х годов. Если духовное развитие Онегина складывалось под влиянием главным образом идей литературы века Просвещения, то Ленский
…из Германии туманной Привез учености плоды… Дух пылкий и довольно странный…
Он “поклонник Канта и поэт”. Настроение Ленского связано с романтическим мировоззрением. Если Онегиным владеет прежде всего разум, да еще охлажденный опытом жизни, то в Ленском, напротив, преобладает чувство над разумом; Ленский живет сердцем.
Если Онегин относится ко всему с сомнением, то Ленский проникнут верой в человека, в любовь, дружбу, во все, в чем разочаровался его старший и годами и опытом жизни друг.
Но Онегина с Ленским сближают вольнолюбие, высокое понимание личности человека, хотя у Онегина индивидуализм часто приобретает эгоцентрические черты, тогда как Ленский готов пожертвовать собой за счастье человечества. В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский “мог быть повешен, как Рылеев”, Ленского Пушкин сближает с декабристами. Романтическая юношеская восторженность Ленского, его вера в людей, в добро, романтическая мечтательность и пылкость были присущи многим юношам-декабристам – А. И. Одоевскому, Е. П. Оболенскому, В. К. Кюхельбекеру.
В образе Ленского Пушкин передает и такую особенность многих декабристов-романтиков, как сочетание возвышенных идеалов со слабым знанием жизни, оторванность от реальной действительности, которая так горько разочаровала их.
Пушкин считал возможным и другой конец для Ленского – превращение Ленского в человека типа гоголевского Манилова. Белинский именно подобный конец и предрекал Ленскому. Тут можно с Белинским не согласиться.
Ленский – настоящий романтик.
Пушкин глубоко сочувствует своему герою, мечтам его юности. Поэту были дороги в Ленском “жажда знаний и труда, и страх порока и стыда”, благородные понятия о чести и романтическая возвышенность чувств, присущая, например, лицейскому другу Пушкина поэту-декабристу Кюхельбекеру, с которым в юные годы они вели беседы “о Шиллере, о славе, о любви”. Мицкевич даже находил в Ленском самого “Пушкина в одну из эпох жизни его”.