Евгений Онегин – тип “лишнего человека”
Роман “Евгений Онегин”, написанный А. С. Пушкиным в 1823-1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.
Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скучающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается
Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:
Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил…
Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился “понемногу чему-нибудь и как-нибудь”. В результате
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Этого оказалось
Автор пытается найти причины “русской хандры” Онегина.
Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, “Онегин дома заперся”, он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен: ничего
Не вышло из пера его…
Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он “задернул траурной тафтой”. Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь “два дня ему казались новы уединенные поля”. И вскоре он “увидел ясно, что и в деревне скука та же”.
И здесь он оказывается “лишним человеком”. Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.
Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись “общественного мнения”. Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин – это “страдающий эгоист”, “эгоист поневоле”.
Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и общественная среда, к которой он принадлежал.
В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, а с другой – он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей “законодательницей мод”, Онегин пылко влюбляется в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ.
Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается “ненужным, лишним человеком”.
Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера – индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность – сочетаются в нем с положительными, такими, как “души прямое благородство”. В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности.
Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает “резкий, охлажденный ум”, склонность к “язвительному спору” и “шутке с желчью пополам”. Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.
Таким образом, Евгений Онегин становится “лишним человеком”. Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством.
Говоря словами Герцена, “Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее”.