“Евгений Онегин” А. С Пушкина – “энциклопедия русской жизни”

Роман в стихах “Евгений Онегин” А. С. Пушкина по праву можно назвать не только самым лучшим произведением поэта, апогеем его творчества, но и одним из самых удивительных произведений мировой литературы. Не зря В. Г. Белинский в своей восьмой статье “Евгений Онегин” писал: “”Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина.

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы…

Не говоря уже об эстетическом достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”.

Ни одна энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же время полного представления об эпохе, о быте, идеалах, мечтах и нравах русского общества, какое можно почерпнуть в “Евгении Онегине”. Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно поэтому В. Г. Белинский сделал вывод: “”Онегина”

можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

В нем отразился “век и современный человек”. Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина. В “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно почерпнуть все сведения о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем разговаривали, что читали, какими интересами жили.

В “Евгении Онегине” отразилась вся русская действительность. Здесь и помещичья усадьба, и крепостная деревня, и барская Москва, и светский Петербург, и губернские города.

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу столичных и провинциальных дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии “Горе от ума”. Разница во времени составляет несколько лет. И ничего не изменилось!

В обществе по-прежнему царят скука, клевета, зависть, злоба. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и пустые разговоры. Это и порождает никчемность мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души, а постоянная суета, царящая в свете, делает человеческую жизнь однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но пустой и неинтересной. Татьяна искренне признается Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них?

Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. “И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!” – восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это, с одной стороны, “светская чернь”, превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, а с другой – круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, и их можно считать истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет подобное противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура”.

Жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил* поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность”. Общество разнопланово. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего.

Но надо отметить, что пушкинский герой в духовном, интеллектуальном плане стоит выше своих сверстников. И, возможно, именно это вынудило Евгения потерять интерес к жизни, вызвало у него глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Барское отвращение к труду, привычка к безделью и покою, безволие и эгоизм – вот те качества, которые достались Онегину в наследство от “высшего света”.

Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь прообразы этих героев уже появлялись на русской сцене. За 50 лет до написания “Евгения Онегина” эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии “Недоросль”.

Таким образом, история повторяется: за период, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, в ней ничего не изменилось.

Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин детально описывает их увлечения, привычки, манеры. Автор, раскрывая характер отца Татьяны, пишет:

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый,

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал простой игрушкой…

Такая характеристика подойдет большинству представителей русского провинциального общества. Но на фоне картин устоявшейся помещичьей жизни автор изображает “милую” Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна отличается от них духовно: много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, “она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…” В основе образа Татьяны лежит народность, т. е. близость к русской природе, русской душе.

Именно это помогло ей преодолеть предрассудки высшего света, и в этой победе – залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Пушкин максимально приблизил образ Татьяны к исключительно поэтической русской природе, лишенной вычурности, экзотики. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости.

Белинский писал: “Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее”. С этим можно не согласиться. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Татьяной, преданной деревне, своим любимым книгам, воспоминаниям о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Белинский считает, что жизнь Татьяны – страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества?” – отмечал Белинский в критической статье. Критик здесь совершенно прав: ведь никто, кроме Пушкина, не сумел дать таких красочных и достоверных описаний жизни русского общества.

Недаром Белинский называл “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.

Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. “Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Евгений Онегин” А. С Пушкина – “энциклопедия русской жизни”