“ЕВГЕНИИ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Роман в стихах “Евгений Онегин” по пра-
ву можно назвать не только лучшим произ-
ведением А. С. ПушкинА, вершиной его твор-
чества, но и одним из самых – изумительных
произведений мировой литературы. Не зря
В. Г. Белинский в своей восьмой статье “Ев-
гений Онегин” писал: “Онегин” есть самое
задушевное произведение ПушкинА, самое
любимое дитя его фантазии, и можно указать
слишком на немногие творения, в которых
личность поэта отразилась бы с такою полно-
тою, светло и ясно, как отразилась в “Онеги-

/> не” личность ПушкинА. Здесь вся жизнь, вся
душа, вся любовь его; здесь его чувства, по-
нятия, идеалы… Не говоря уже об эстетичес-
ком достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет
для нас, русских, огромное историческое и
общественное значение”,
Ни одна настоящая энциклопедия не даст
такого лаконичного и в то же время полно-
го представления об эпохе, о быте, идеалах,
нравах и страстях представителей всех со-
словий, какое дает “Евгений Онегин”. Роман
уникален широтой охвата действительности,
многоеюжетностью, описанием отличитель-
ных особенностей
эпохи, ее колорита. Имен-
но поэтому В. Г. Белинский сделал вывод:
“Онегина” можно назвать энциклопедией
русской жизни и в высшей степени народ-
ным произведением”. В этом произведении
отразился “век и современный человек”.
Действительно, прочитав роман, можно по-
лучить полное представление об эпохе Пуш-
кина. В “Евгении Онегине”, как в энцикло-
педии, можно узнать все о первой четверти
XIX века: о том, как одевались и что было
в моде, что люди ценили больше всего, о чем
они разговаривали, какими интересами они
жили. В “Евгении Онегине” отразилась вся
русская действительность. Здесь и глухая по-
мещичья провинция, крепостная деревня, бар-
ская Москва, светский Петербург, губерн-
ские города (в путешествии Онегина).
Пушкин правдиво изобразил ту среду,
в которой живут главные герои его романа.
Автор точно воспроизвел атмосферу город-
ских дворянских салонов, в которых прошла
молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин
описывает первый выход Онегина в свет:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
На мой взгляд, такого рода идеалы бы-
ли присущи еще барской Москве времен
А. С. ГрибоедовА, описанной в комедии “Горе
от ума”. Что же это? Неужели ничего не из-
менилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в
обществе царит скука, клевета, зависть. Как
и тогда, люди тратят свои внутренние силы
на сплетни и злобу. Это и порождает пусто-
ту мыслей, холодность сердец; преждевре-
менное старение души и постоянная суматоха,
царящие в свете, превращают жизнь в однооб-
разную и пеструю, внешне ослепительную, но
в то же время лишенную смысла суету. Да-
вайте вспомним, как искренне Татьяна при-
знается Евгению в конце романа:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
Это общество коверкает души людей, при-
нуждает соблюдать порядки, заведенные в
свете. Именно из-за этого Онегин убивает на
дуэли Ленского. Ведь как бы душа Евгения
не протестовала против поединка, социаль-
ные условности все-таки взяли верх. “И вот
общественное мненье! Пружина чести, наш
кумир! И вот на чем вертится мир!” – вос-
клицает Пушкин.
Светское общество в романе неоднородно.
Это и “светская чернь”, превратившая пого-
ню за модой в главный принцип жизни, и в
тоже время круг людей, принятых в петер-
бургском салоне Татьяны, является истинной
интеллигенцией. Очень верно объясняет это
противоречие Юрий Лотман в своих коммен-
тариях к роману: “Образ света получал двой-
ное освещение: с одной стороны, мир бездуш-
ный и механический, он оставался объектом
обсуждений, с другой – как сфера, в которой
развивается русская культура, жизнь одухо-
творяется игрой интеллектуальных и духовных
сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина
и декабристов, Жуковского и самого автора
“Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную
ценность”. Общество неоднородно. От самого
человека зависит, примет он нравственные
законы малодушного большинства или луч-
ших представителей света.
Сам Пушкин принадлежал к высшим ари-
стократическим кругам. Поэтому в романе он
изобразил, как Евгений Онегин тратит свои
лучшие годы на балы, театры, любовные при-
ключения. Однако очень скоро Онегин начи-
нает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее
“внешней мишурой” нет ничего. Но, несмотря
ни на что, этот герой стоит выше своих свер-
стников. Именно это, на мой взгляд, вынуди-
ло Евгения потерять интерес к жизни. Он
впадает в глубокую хандру:
Хандра ждала его на страусе,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Барское отвращение к труду, привычка к
свободе и покою, безволие и эгоизм – вот то
наследие, которое Онегин получил от “выс-
шего света”.
Провинциальное общество предстает
в романе карикатурой на высший свет. Одно
появление четы Скотининых на именинах Та-
тьяны заставляет читателей смеяться сквозь
слезы. Ведь эти герои уже не первый раз по-
являются на сцене. За 50 лет до появления на
свет “Евгения Онегина” эта чета была вы-
смеяна Фонвизиным: в комедии “Недоросль”.
Таким образом, Пушкин показывает, что за
срок, отделяющий современную ПушкинУ
провинцию от провинции, описанной Фонви-
зиным, ничего не изменилось.
Представителями провинциального обще-
ства являются семейства Лариных и Лен-
ских. Пушкин тщательно описывает их увле-
чения, то, как они привыкли проводить вре-
мя. Они не читали книг и жили в основном
пережитками старины. Пушкин, раскрывая
характер отца Татьяны, писал:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…
Таково было большинство представите-
лей провинциального общества. Но на фоне
этой глухой помещичьей провинции автор
изображает “милую” Татьяну, с чистой ду-
шой, добрым сердцем. Почему эта героиня
так непохожа на своих близких, на сестру
Ольгу, ведь воспитывались они в одной се-
мье? Прежде всего потому, что Татьяна много
читала, ей нравилось бродить среди дубрав,
мечтать, “она любила на балконе преду-
преждать зари восход, когда на бледном не-
босклоне звезд исчезает хоровод…” Глубокой
основой образа Татьяны является народность.
Именно это помогло ей победить высший
свет, и в этой победе – залог победы духа
народности над всем ему противостоящим.
Весь милый для ПушкинА облик Татьяны
сближен с исключительно поэтической, ли-
шенной экзотики, русской природой. Отсюда
и возникает характерное противопоставле-
ние деревенской жизни героини, полной ти-
хих и поэтических прелестей, светской суе-
те, где героиня вынуждена носить маску хо-
лодной и учтивой вежливости. Белинский
писал: “Природа создала Татьяну для любви,
общество пересоздало ее”. На мой взгляд,
это не так. Попав в светское общество, она
осталась той же чистой и возвышенной Та-
ней, преданной деревне, своей полке с книга-
ми, воспоминанию о своей няне:
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок…
Белинский считает, что жизнь Татьяны –
страдание, ибо весь ее облик, ее чувства
и мысли находятся в противоречии с окру-
жающим ее миром. Пушкин “умел коснуться
так многого, намекнуть о столь многом, что
принадлежит исключительно к миру русской
природы, к миру русского общества”, – отме-
чал Белинский в критической статье. Я думаю,
что с этими словами критика согласятся все,
ведь никто, кроме ПушкинА, не умел так кра-
сочно описать жизнь русского общества на
столь интересной стадии развития. И я пол-
ностью согласна с Белинским, считавшим “Ев-
гения Онегина” энциклопедией русской жиз-
ни. Роман А. С. ПушкинА оказал огромное вли-
яние на современную ему и последующую
литературу. “Пусть идет время и приводит с
собою новые потребности, новые идеи, пусть
растет русское общество и обгоняет “Онеги-
на”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда бу-
дет оно любить эту поэму, всегда будет оста-
навливать на ней исполненный любви и бла-
годарности взор”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“ЕВГЕНИИ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ