“ЕВГЕНИИ ОНЕГИН” – “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ НАРОДНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ”
“Евгений Онегин” – реалистический ро-
ман в стихах, в нем предстали перед читате-
лем подлинные и живые образы русских лю-
дей начала XIX века. В произведении дано
широкое художественное обобщение основ-
ных тенденций развития русского общества.
Можно сказать о романе словами самого по-
эта – это произведение, в котором “отразил-
ся век и современный человек”. “Энциклопе-
дией русской жизни” назвал В. Г. Белинский
роман ПушкинА. Из этого романе, как из эн-
циклопедии, можно узнать все об эпохе;
культуре, о том, как одевались и что было в
моде (“широкий боливар”, фрак, жилет Оне-
гина, малиновый берет Татьяны), меню пре-
стижных ресторанов (“бифштекс окровав-
ленный”, сыр, шипучее шампанское, страс-
бургский пирог), репертуар театров (балеты
Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина).
Можно даже составить точный распорядок
дня молодого человека. Недаром П. Плетнев,
друг ПушкинА, писал о первой главе “Евге-
ния Онегина”: “Онегин” твой будет карман-
ным зеркалом русской молодежи”.
На протяжении романа и в лирических
отступлениях поэтом
ского общества того времени: высший свет
Петербурга, дворянская Москва, поместное
дворянство, крестьянство, то есть весь на-
род. Это позволяет говорить нам об “Евгении
Онегине” как об истинно народном произве-
дении.
Петербург того времени был местом оби-
тания лучших людей России – декабристов,
литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг
свободы”, люди искусства – Княжнин, Исто-
мина. Автор хорошо знал и любил Петер-
бург, он точен в описаниях, не забывает ни
“о соли светской злости”, “ни о необходимых
глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому
подобном.
Глазами столичного жителя показана нам
Москва – “ярмарка невест”, Москва провин-
циальная, в чем-то патриархальная. Описы-
вая московское дворянство, Пушкин зачас-
тую саркастичен: в гостиных он подмечает
“бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем
поэт любит Москву, сердце России: “Москва…
как много в этом звуке для сердца русского
слилось!”. Он гордится Москвой 1812 года:
“Напрасно ждал Наполеон, последним счас-
тьем упоенный, Москвы коленопреклоненной
с ключами старого Кремля”.
Современная поэту Россия – деревен-
ская, и он подчеркивает это игрой слов в эпи-
графе ко второй главе. Вероятно, поэтому га-
лерея персонажей поместного дворянства в
романе наиболее представительна.
Так, красавец Ленский, “с душою прямо
геттингенской”, – романтик немецкого скла-
да, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли,
мог бы, по мнению автора, иметь будущность
большого поэта или через двадцать лет пре-
вратиться в этакого Манилова и закончить
свою жизнь так, как старый Ларин или дядя
Онегина.
Десятая глава полностью посвящена де-
кабристам. Пушкин объединяет себя с дека-
бристами Луниным и Якушкиным, предвидя
“в сей толпе дворян, освободителей кресть-
ян”. Появление романа ПушкинА “Евгений
Онегин” оказало огромное влияние на даль-
нейшее развитие русской литературы. Про-
никновенный лиризм, присущий этому про-
изведению, стал неотъемлемой чертой “Дво-
рянского гнезда”, “Войны и мира, “Вишневого
сада”. Важно и то, что главный герой романа
как бы открывает целую галерею “лишних
людей” в русской литературе.
Анализируя роман “Евгений Онегин”, Бе-
линский указал, что в начале XIX века об-
разованное дворянство было тем сословием,
“в котором почти исключительно выразился
прогресс русского общества”, и что в “Онеги-
не” Пушкин “решился представить нам вну-
треннюю жизнь этого сословия, а вместе
с тем и общество в том виде, в каком оно на-
ходилось в избранную им эпоху”.