Этапы развития итальянского гуманизма

С трактатов Петрарки началась история гуманизма, который за два века прошел в своем развитии несколько этапов: гражданский, неоплатонический, оккультный.

Гражданский гуманизм (II половина XIV в. – I половина XV в.).

Идеи Петрарки могли бы остаться только фактом его собственного творчества, если бы не последователи и продолжатели из флорентийской интеллектуальной элиты. Канцлерам синьории Салютати и Бруни, просвещенным бюргерам Манетти и Ландини был очень близок предложенный Петраркой “римский” идеал свободного гражданина, чьи

универсальные дарования направлены на служение Городу-республике. Политическое устройство Флоренции делало этот идеал убедительным и жизнеспособным.

И пока он определял содержание категории “humanitas”, продолжался “гражданский” этап в истории гуманизма.

Неоплатонический гуманизм (II половина XV в. – I половина XVI в.).

Положение изменилось в 30-50 гг. XV века, когда политический режим во Флоренции стал иным: реальная власть в республике перешла от выборных органов к членам семейства Медичи. И хотя Медичи не были узурпаторами и внешне ничего не меняли в формах политического устройства, но теперь

рядовой гражданин больше не мог прямо влиять на власть.

Гражданский гуманизм потерял основу в политической реальности, и начался новый этап в истории этого течения. Он связан с деятельностью Т. Н. Платоновской Академии – кружка ближайших друзей флорентийского правителя Лоренцо Медичи, прежде всего с именами М. Фичино и Пико дела Мирандола. Они переосмыслили понятие “humanitas”, придав ему новое содержание.

В “Речи о достоинстве человека” Пико дела Мирандола провозглашал, что человек – единственное из творений Бога, наделенное правом выбора и создания своей природы, тогда как все остальные наделены ею от рождения. Эта свобода самосознания превращает человека в титана и становится новым содержанием категории “humanitas”.

Оккультный (или “магический”) гуманизм ( II половина XVI в. – начало XVII в.).

Заключительный этап в истории гуманизма связан с именем Джордано Бруно. Он выдвинул идею человека-мага, способного замкнуть в своем сознании Вселенную и, воздействуя мыслью на образы небесных тел в памяти, перемещать по своей воле орбиты звезд и планет. Тот, кто в состоянии овладеть этими знаниями, способен в качестве “управителя Вселенной” фактически заместить Бога.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Этапы развития итальянского гуманизма