Эстетичные темы стихов Максима Рыльского

Анализируя книгу “Голосеевская осень”, в которой помещен “Диалог”, Л. М. Новиченко так определяет идейное направление стихов Максима Рыльского на эстетичные темы: “…поэзия нужна в эпоху космических ракет не только для того, чтобы напоминать о подвигах и мечтах предшественников. Она сама является концентрированной мечтой, которая окрыляет творческую мысль современников. Без эмоции нет человеческого поиска истины, указывал Ленин, а без фантазии, говорил он, было бы невозможно даже открытие дифференциального и интегрального

исчисления. Уже на этом основании поэзия, искусство вообще занимают законное место в ряду “создателей” не только ракеты, но и всех великих чудес нашего времени”.

Против духовного убожества выступает Рыльский и в стихотворении “Мы сидели в Гданске”. Он по-отцовски заботится о воспитании молодежи, учит ее “каждый миг хорошее беречь” (“Как идешь ты…”).

С глубокой теплотой говорит поэт о властителе смеха Остапе Вишне в посвященном ему стихотворении:

Друг человека, друг природы и работы, Грозный враг нечисти и злая. (“По полям мы с Вишней бродили…”).

Примером может

быть стихотворение “Ночь и ветер ветки рвет вербовые”. Печальное расположение духа окутывает поэта в темную неспокойную ночь. Вспоминаются друзья, которые ушли из жизни, молодость и все дорогое, чего нельзя возвратить:

В ночь такую разрешите дверь тоске Отворить на короткое время. Подруга несмелая, садитесь…

По этому стихотворению можно дать определение жанру элегия. Элегией называется лирическое стихотворение печального содержания с раздумьями о человеческой жизни. Элегия, как и другие литературные жанры, испытала значительных изменения на протяжении веков.

В классовом антагонистическом обществе элегия передавала, главным образом, грусть поэта. Так, в стихотворении “Думы мои, думы мои…” Т. Шевченко объясняет печальный (элегический) характер многих своих стихов общественным бедствием: “Так как вас бедствие на мир, на смех породило…”. К жанру элегия в дооктябрьской украинской литературе принадлежат также стихотворения “Проходят дни, проходят ночи”, “Мне все равно” Т. Шевченко, “Кручина” Л. Глебова, “Ох, как-то тяжело” Леси Украинки.

Образцом элегии могут быть стихи “От любови плакал я”, “Памяти Оксаны Петрусенко” П. Тычины, стихи М. Рыльского “В бедное сердце мое закрадывается вечер”, “Ночь и ветер ветки рвет вербовые”, В. Сосюры “Хмуро, облачно” и др.

Характерной особенностью советской элегии является ее жизнеутверждающий характер, отсутствие пессимизма и отчаяния. Так, грусть поэта, персонифицирована в образ несмелой подруги тоски, недолговременной, мимолетной.

В книге “Стая журавлей” (1960) образно раскрывается гуманистический характер нашего порядка. Коммунизм не нивелирует человеческую личность, наоборот, духовные и физические силы человека находят свой настоящий расцвет только в творческой социалистической работе, трудовых подвигах на благо народа. Так, в стихотворении “Огни” (поэтическому ответу на стих Андрея Малышко “Огонек”) Максим Рыльский упоминает своих “хороших и разных” друзей – “знаменитого между замечательных”, гениального Амвросия Бучму, “певучего Шпорту с добрыми глазами”, музыкального Юрия Яновского, страстного Александра Копиленко, спокойного Янку Бриля, зажигательного Наири Заряна.

Но он не забывает и о многих простых людях, образы которых навеки врезались в память поэта. Рыльский сравнивает поэтов с интересными матросами, которые “любят открывать новые миры”, он ходит путями Стефаника и Франко, познает новое, прославляет “огонь труженика на ниве, в лесу, в пасеке, в саду” (“Карпатские октавы”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эстетичные темы стихов Максима Рыльского