ЭССЕ
Эссе (фр. essai – опыт, набросок) – публицистический жанр, сочетающий выраженную авторскую позицию с ярким изложением.
Основатель жанра – Мишель Монтень (“Опыты”, 1580), вскоре жанр получает развитие в “Опытах” Фрэнсиса Бэкона (1597). Обычно эссе не размышление, а его художественное оформление, лишь имитирующее вольное размышление. Цель эссе – утверждение определенного взгляда на ту или иную тему, но подспудная цель – утверждение самого автора как носителя уникального миросозерцания.
В 1668 году в Англии появляются эссе
И пожалуй, особенно в Англии – наиболее привлекающий внимание и читателей и литераторов. Очень вместителен этот жанр, позволяет он автору вносить в свое произведение менее уместные в других жанрах элементы и науки, и философии, и политической публицистики, и морализирующего памфлета, и, наконец, художественной образности. Жанр эссе был в некотором роде
М.: Книга, 1986. С. 56). В XX веке Томас Элиот сделал эссеистику равноценной художественной параллелью к своей новаторской поэзии. Сборник эссе “Сакральный лес” (1920), эссе о Гамлете и оказавшее важное влияние на современников “Традиция и индивидуальный талант”, в которых отрицался романтический индивидуализм ради веры в “бесперсонализм” поэзии, стал важной вехой в развитии жанра.
За этими эссе последовали “В честь Джона Драйдена” (1924), эссе о поэтах-метафизиках. Эти и другие эссе показывают нам Томаса Элиота выдающимся писателем – “приверженцем классики в литературе, роялистом по политическим воззрениям и англо-католиком в религии” (The Wordsworth Companion to Literature in English / Ed. by Ian Ousby. Cambridge University Press, 1994.
P. 292). В русской литературе выдающиеся образцы жанра эссе мы находим у Ф. М. Достоевского и В. В. Розанова.
Принято говорить о жанровой неопределимости эссе. “Однако эта неопределимость вовсе не означает отсутствия у эссе какой-либо специфики… сущность ее – именно в динамичном чередовании и парадоксальном совмещении разных способов миропостижения. Если какой-то из них: образный или понятийный, сюжетный или аналитический, исповедальный или нравоописательный – начнет резко преобладать, то эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих: в беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник или исторический очерк. Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлеченного – в бытовой” (Эпштейн М. Парадоксы новизны.
М.: Советский писатель, 1988. С. 345).
Выдающиеся современные русские эссеисты – Иосиф Бродский (Письмо Горацию. М.: Наш Дом – L’Age d’Homme, 1997), Борис Парамонов (Конец стиля. М.: Аграф, Алетейя, 1997), Петр Вайль (Гений места.
М.: Независимая газета, 1999) и Александр Генис (Иван Петрович умер. М.: Новое литературное обозрение, 1999). Стремление современной русской литературы к жанровой интеграции породило такую жанровую разновидность, как роман-эссе.
Наиболее яркие образцы жанра – “Прощание с Нарциссом” Александра Гольдштейна (М.: Новое литературное обозрение, 1997) и “Конец цитаты” Михаила Безродного (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996).